Техника - молодёжи 1987-08, страница 65УПРЯМЫЙ МИР ПРУЖИН Олег ЖОЛОНДКОВСКИЙ, изобретатель Первое знакомство с пружиной у каждого свое. Одним она дает о себе знать легким звоном из перекрученных отцовских часов, другим — ощутимым толчком в спину, полученным от самозакрывающейся двери... Словом, предмет нашего разговора дает все возможности и пошутить, и поразмыслить всерьез. Можно запасти энергию, подняв на высоту воду или гири. Так, собственно, и делали создатели первых часовых механизмов — водяных, а потом и часов с гирями. Но это все же не самые лучшие варианты запасания энергии. Главные недостатки таких аккумуляторов — громоздкость и большой вес. Даже модель тележки, не говоря уж о летательном аппарате, не привести в движение находящимся на ней грузом, каким бы хитроумным механизмом ее ни оснастить. Только пружина позволила древним механикам создать свои гениальные изобретения. Первый робот-служанка был сделан Альбертом Великим, который сочетал в себе философа-богослова и выдающегося естествоиспытателя. Механическая женщина открывала входную дверь, немного танцевала. Фома Аквин-ский, зашедший к своему учителю, был настолько поражен мертвенностью зрачков ее глаз, что решил, будто перед ним порождение сил тьмы, и стал избивать «ведьму» посохом. К его удивлению, в ответ раздался звон, вздохи органчика, а из «останков» выскочило несколько колесиков и пружин. У царственных особ в средние века появились самоходные парадные кареты с пружинными двигателями. Нажал на педаль — раззолоченная тележка трогается с места. Потом сама собой останавливается, какое-то время стоит и движется дальше. Как выяснилось впоследствии, во внутренних полостях тележки были спрятаны слуги, периодически заводившие ходовую пружину. Увы, другого двигателя (не считая водяного и ветряного) средневековые механики К 3-й СТР. ОБЛОЖКИ не знали. Зато по части пружин были изощрены блестяще. Людовик XVI, слесарным способностям которого поражались придворные умельцы, мастерил замки с мелодичным звоном и небывалые шкатулки. Ему принадлежит идея замка с подпружиненными фигурными пластинами, которые по сей день работают во многих запирающих механизмах. Пружинная сталь теперь прочнее раз в десять, и все же ломаются от перекрута заводные игрушки, бабушкины патефоны и часы с боем. «Ну и что? — скажет иной поклонник нового.— Разве время пружин не ушло? Век электричества принес долгоиграющие пластинки и электробритвы, зубные щетки на батарейках и электронные будильники». Оглянемся вокруг. Нет, не исчезли пружины из нашего быта. Телефонный аппарат с наборным диском. Пружина заставляет его возвращаться в исходное положение. И она же размыкает контакты, когда вы снимаете трубку с рычага. Пружина в дверном замке и в затворе самого современного фотоаппарата, и в шариковой авторучке, которой я пишу эти заметки. Воскресное утро современного человека. Проснулся на кровати с пружинным матрацем, встал, сделал зарядку с пружинным эспандером, взвесился на напольных пружинных весах. «Эге, да я незаметно набрал лишних полтора кило!» Сейчас же на велосипед и к воде (морю, озеру, реке). Подпружиненное седло смягчает неровности дороги. За спиной рюкзак с аквалангом и подводное пружинное ружье. Вроде бы изобретение последних лет, а прототип его — лук известен много веков, и был он, видимо, самым первым пружинным устройством. Поэтому остановимся на нем чуть подробнее. Лук — это, по сути дела, деревянная пружина (рис. 1). Делали на Руси луки из березы, можжевельника, склеивали рыбьим клеем из набора лучин, армированных роговыми пластинками и обмотанных берестой. А то просто брали два рога и прикрепляли к деревянной рукоятке. Отсюда и пошел термин для обеих половинок лука — «рога». Между ними рукоять. «Тугой лук — что сердечный друг» — гласит пословица. Общая длина луков, которыми вооружались конники, была невелика. Возили их с собой в налучьях, притороченных к седлу. Зато у пеших воинов-лучников луки достигали двух метров. Из них можно было пустить стрелу весом тридцать граммов более чем на двести метров. Обычно конные воины были вооружены луками, похожими на луки амуров. Из такого лука Одиссей, по словам Гомера, обстрелял женихов, домогавшихся руки верной ему Пенелопы. С любовью поворачивал он лук то в одну, то в другую сторону. А желая убедиться, что за прошедшие годы с ним ничего не случилось, щелкал тетивой так, что она, по выражению Гомера, пела «как ласточка звонкая в небе». Дело в том, что тот лук, по терминологии древних, назывался palintonos, в переводе — «изогнутый, натянутый назад». Такие луки изгибали вперед от стрелка (рис. 2). В отличие от современного спортивного лука, тетиву которого приходится натягивать с нуля, па-линтонос был заранее напряжен. Восемьдесят процентов энергии лука были уже «заряжены». Натянуть оставалось двадцать процентов. Отсюда и звук, издаваемый тетивой. Вся энергия тетивы, отпускаемой вхолостую, превращалась в звук. Упругие силы в дальнейшем использовали и другие виды оружия. Юлий Цезарь в «Записках о галльской войне» упоминает о метательном орудии — «Скорпионе», но подробных описаний и расчетов его не приводит. Сведения о «доогнестрельной артиллерии» есть и в других трудах древних. Общая для всех описаний часть катапульт и баллист — накопитель энергии в том или ином виде (рис. 3). Здесь — грузы, заставляющие взлетать коромысла камнеметов, скрученные пеньковые веревки, натягивающие ложку катапульты, пучки сухожилий животных и даже женские волосы. 62 |