Техника - молодёжи 1987-10, страница 30

Техника - молодёжи 1987-10, страница 30

спектре те же «приметы» (линии излучения), что и на следах, то это совпадение будет важной уликой.

Радиоактивационный анализ, в частности, используют для установления принадлежности найденного волоска конкретному человеку. Даже под микроскопом волосы очень схожи по внешнему виду, поэтому определить, кому они принадлежат, невозможно. Зато активационный анализ выявляет в волосках каждого человека неповторимую, присущую только ему комбинацию различных элементов.

Выше уже упоминалось, что творческое содружество трасологов со специалистами в области физики, и в частности, радиоэлектроники позволило криминалистике эффективно использовать для раскрытия преступления лазерный микроспектрометрический анализ. А вот еще один эффектный пример использования этого популярнейшего прибора XX века — в качестве своего рода лазерной «лупы». Она способна выявить детали, которые и не снились Шерлоку Холмсу! Скажем, ничтожнейшие колебания деформированных ворсинок ковра, по которому ходили много часов назад. Изображение, построенное с помощью лазерного луча, четко фиксирует следы ног — ведь ворсинки продолжают выпрямляться в течение длительного времени.

Еще один метод, позволяющий тайное сделать явным, связан с люминесцентным анализом, который может дать ответ: однородны или разнородны исследуемые вещества. С его помощью выявляются следы горючих жидкостей, лекарственных препаратов, выделений человека и т. п. Соль метода в том, что внешне одинаковые при дневном свете объекты по-разному выглядят в ультрафиолетовых лучах ртутно-кварце-вых ламп. Люминесценцию наблюдают с помощью флуориметров или фиксируют фотосъемкой.

Ну а если эксперта интересуют не внешние, а, так сказать, глубинные свойства объекта? В этом случае используют рентгеноструктур-ный анализ, позволяющий различать материалы, одинаковые по химическому составу, но подвергнутые различным физическим воздействиям.

Так, можно распознать, какой из двух кусков металла подвергся термической, а какой — механической обработке. Столь деликатный анализ основан на свойстве рентгеновских лучей по-разному рассеивать

ся на разных кристаллических решетках химически схожих веществ. Делается это следующим образом. На образец направляют пучок рентгеновских лучей. За ним помещают специальную фотопленку, на которой получится изображение концентрических колец. Их количество, плотность и взаимное расположение дадут представление о кристаллическом строении исследуемого вещества. Этот метод анализа особенно эффективен при расследовании преступлений, связанных с применением оружия. Трасолог, даже не разбирая дульные части оружия, замки, может сделать важные для следствия выводы. Проникающая способность рентгеновских лучей используется для определения местонахождения пуль, застрявших в преградах, для обнаружения в тайниках драгоценностей, оружия, боеприпасов.

Сколь это ни покажется парадоксальным, но до недавнего времени особенно трудно было идентифицировать предметы, сделанные из дерева. Советские эксперты нашли оригинальный метод, позволяющий установить принадлежность двух деревянных образцов, так сказать, I одному стволу, учитывая расположение годичных колец, границы ядра, сердцевинные лучи, гниль и другие особенности древесины.

Эксперты могут определить и породу дерева, даже если от него оста- [ лись опилки, а заодно установить возраст древесины, год, место рубки: для этого размельченный образец кипятят в концентрированной серной кислоте, пока он не распадается на волокна. Их затем окрашивают и изучают под микроскопом, фиксируя поры, полые вздутия и прочие признаки, характерные для того или иного вида древесных пород, возраста, места и условий произрастания.

В заключение отметим, что широкая сеть криминалистических лабораторий позволяет проводить комплексные экспертизы на местах. В особо же сложных случаях, когда местными силами не справиться, «следы» преступника попадают на экспертизу во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз Министерства юстиции СССР, в штате которого есть математики, кибернетики, физики, биологи, а также психологи, лингвисты, социологи и другие специалисты. Это объясняется многогранностью современной криминалистической науки.

Павел ПОПОВИЧ,

дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заместитель начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина Александр ЖЕЛУДКОВ, ведущий конструктор

Множество космических аппаратов делает околоземное пространство чем-то похожим на прибор для демонстрации броуновского движения. Пилотируемые и автоматические, большие и малые, они проносятся по разнообразным околоземным орбитам и межпланетным траекториям. Сколько же типов ракет-носителей нужно было создать, чтобы привести в движение столь разнообразную и многочисленную космическую армаду? Очень мало — до сих пор все космические старты обеспечили всего лишь четыре типа носителей. Рассказ о них начнем с ракетной системы-ветерана, положившей начало освоению космоса.

...Новейший пилотируемый корабль «Союз ТМ» выводится на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем типа «Союз». Ракета удивительно похожа на предшественницу, доставившую когда-то в космос корабль-спутник «Восток»,— четыре блока первой и центральный блок второй ступени имеют продольную схему разделения и образуют «пакет» (см. центральный разворот). Их двигатели запускаются на старте одновременно. Выработав топливо, «боковушки» уходят в стороны от центрального блока. Он отделяется вторым, а оставшаяся третья ступень разгоняет корабль до выхода на расчетную орбиту.

Если же третью ступень ракеты «Союз» мысленно заменить коническим обтекателем, получим не что иное, как двухступенчатую ракету Р-7 «Спутник», которая 30 лет назад вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли, открыв космическую эру человечества. Конструктивные решения, некогда заложенные в эту ракету академиком С. П. Королевым и его соратниками, на десятилетия вперед предопределили возможность ее развития за счет установки дополнительных ракетных ступеней. В чем секрет подобного уникального космического долгожительства?

Прежде чем ответить на этот вопрос, сделаем небольшое отступление, чтобы выяснить, какие вообще условия нужны для запуска космического аппарата.

Их два: тяга двигателей, во-первых, и запас топлива, во-вторых, должны быть достаточны для старта ракетной системы и разгона аппарата до заданной скорости (последняя зависит от параметров орбиты ). Напомним, что увеличение скорости достигается тем, что ракета составляется из отдельных ступеней, которые поэтапно отбрасываются по мере того, как топливо в них вырабатывается.

Проектирование — это всегда компромисс, говорят конструкторы. И действительно, наглядный пример тому — создание ракеты «Спутник». Своей компо-

28