Техника - молодёжи 1987-10, страница 28

Техника - молодёжи 1987-10, страница 28

Тот же электронно-оптический преобразователь в сочетании с фотокамерой позволяет произвести фотосъемку объектов в тумане и темноте.

Для обнаружения невидимых следов в комплекте научно-технических средств трасолога имеются специальные порошки, а для копирования проявленных следов используется следокопировальная пленка.

Для получения слепков следов сложной конфигурации в комплект эксперта включены полимерные пасты. Благодаря их эластичности, мелкоструктурности и другим особым свойствам удается получать слепки с точной передачей микрорельефа следов среза, сверления и т. п. Благодаря тому, что полимерные материалы меньше подвержены действию влаги, колебаниям температур, механическим воздействиям и т. п., они долговечны. Ну а чтобы закрепить и даже изъять с места происшествия следы на сыпучем грунте, применяется химический реактив-фиксатор — перхлорвини-ловая смола.

В чемодане эксперта находится и портативный металлоискатель, с помощью которого можно обнаружить брошенные на месте происшествия оружие, гильзы или, скажем, зарытые в землю изделия из золота. Работает он по тому же, в сущности, принципу, что и миноискатель саперов — фиксирует звуковым или световым сигналом появление вторичного магнитного поля, возникающего при перемещении генераторной катушки металлоискателя вблизи металлического предмета.

Ну а если нужно обнаружить не клад, а, скажем, зарытый труп? В этом случае используется специальный индикатор, который реагирует на газообразные вещества, образующиеся при разложении.

Экспериментальная проверка доказала возможность применения в криминалистике метода, известного археологам: с помощью протонного магнитометра они выявляют аномалию магнитного поля Земли в тех местах, где находятся древние захоронения. Эффективность способа увеличивается, если его сочетать с измерением (при помощи электрощупа) электропроводности почвы — этот параметр увеличивается, если в грунте находится распадающийся труп.

Как средство фиксации доказательств все более широко применяется видеомагнитофонная запись, обеспечивающая чрезвычайно цен

ное для криминалистики сочетание киносъемки и звукозаписи. В условиях оперативно-следственной работы особенно важно то, что видеомагнитофонная запись не требует никакой лабораторной обработки и может быть просмотрена немедленно. Весьма перспективна и голография, позволяющая получать объемное изображение предметов (а не плоскостное, как в обычной фотографии). Это бывает необходимо при фиксации следов крупных пожаров, обвалов, взрывов.

Но вернемся к месту происшествия. Убитый лежит на обочине, смерть наступила, похоже, несколько часов назад. В нескольких метрах от его головы разбросаны осколки стекла от автомобильной фары и точно на таком же расстоянии от ног находится его фуражка.

На первый взгляд — очевидная обстановка наезда автомашины на пешехода. Однако, по мнению эксперта, расположение битых стекол и головного убора потерпевшего плохо увязывалось с характером нанесенного ему в затылок удара. Как мчащийся автомобиль может ударить человека фарой по затылку? Разве что потерпевший специально подставил свою голову? Впрочем, даже в этом невероятном случае рана выглядела бы по-иному. Да и битые стекла неправдоподобно симметрично расположились на обочине дороги. Первоначальная версия о наезде отвергнута. Возникает другая: инсценировка наезда, то есть преднамеренное убийство.

Теперь необходимо выяснить личность потерпевшего. Убитый одет в демисезонное пальто, за обшлагом которого нашли трамвайный билет. По нему удалось установить город, из которого он приехал, затем выяснить, кто он, чем занимался, с кем был знаком. Подозрение пало на одного из приятелей пострадавшего, кстати, владельца автомобиля. В багажнике машины после тщательного его осмотра и исследования обнаружили мельчайшие, не ьидимые невооруженным глазом ворсинки драпа.

Установить идентичность двух обнаруженных в разных местах материалов (особенно когда один из образцов просто-напросто не видим глазом!) до недавнего времени было одной из самых сложных задач для экспертов. Однако в результате их творческого содружества с физиками, химиками, специалистами в области радиоэлектроники, радиохимии, радиологии криминалистика

взяла на вооружение не один, а сразу несколько эффективных способов определения химического состава веществ. Один из них — лазерный микроспектрометрический анализ. Суть его в том, что при возбуждении атомов исследуемого вещества электроны со стационарных орбит переходят на более высокие энергетические уровни. Возврат атомов в исходное состояние сопровождается излучением квантов света. При этом атомы разных химических элементов излучают свет с различной длиной волны. Испускаемый спектр регистрируют спектрографом, а затем по специальным таблицам расшифровывают: какому элементу периодической системы соответствуют те или иные линии спектра. По интенсивности излучения можно определить даже количественное содержание элемента, поскольку она (ин-тенсивнось) пропорциональна коли

честву атомов данного элемента, находящихся в исследуемом веществе. Благодаря тому, что разогрев исследуемого образца осуществляется лучом лазерной установки (а не пламенем газовой горелки, как было раньше!), прибор получился компактным, быстродействующим, эффективным.

Высокоточный, практически не ошибающийся лазерный луч рассеял, ставший легендарным образ сыщика с лупой в руках, пытающегося разглядеть примятые ворсинки ковра или стебельки мха.

Итак, главные свидетели преступления — вещи, собранные трасологом, и следы. Именно они становятся неопровержимой уликой, помогающей найти преступника. Плюс к этому профессиональное чутье, интуиция «следоведа» и, конечно же, применение новейших технических

26