Техника - молодёжи 1987-10, страница 45

Техника - молодёжи 1987-10, страница 45

ракеты, летающей в межпланетном «пустом» пространстве? На этот вопрос мы должны ответить утвердительно, так как в этом пространстве мы находим лучистую энергию, в первую очередь Солнца, а затем загадочную в настоящее время энергию космических лучей...»

Чтобы лучистая энергия по себе смогла двигать межпланетный корабль, необходимо создать огромное зеркало-парус — слишком уж мало солнечное давление.

Идею звездного паруса, движимого солнечным светом, высказывали еще в двадцатых годах К. Э. Циолковский и Ф. А. Цандер.

Обыгрывали идею паруса и писатели-фантасты. Ныне со страниц научно-фантастических книг космический парус перекочевал в технические проекты инженеров (см. «ТМ», 1987, № 4). По мнению специалистов, уже в нынешнем веке поднимутся солнечные паруса космической каравеллы.Тихонравов же предложил лучистую энергию космического пространства трансформировать с помощью фотоэлементов в электрическую, которая затем превращается в тепловую путем нагрева газа в камере ракеты. Газ под давлением, выбрасываясь из каме-

ного назначения. Еще в 1929—1933 годах Г. Э. Лангемак вместе с Б. С. Петропавловским разрабатывал и проводил полигонные испытания прототипов реактивных снарядов для будущих «Катюш». К 1937— 1938 годам удалось довести до приемлемых кондиций снаряды двух калибров: РС-82 и РС-132. К началу войны в дорабртанном виде они получили индексы М-8 и М-13 соответственно. Для стрельбы ими предназначались пусковые станки, монтировавшиеся под крыльями самолетов. Одновременно конструировались опытные образцы многозарядной самоходной пусковой установки с РС-132 для реактивной артиллерии сухопутных войск.

В новых снарядах, разработанных в РНИИ, вместо пироксилин-троти-лового пороха применялись шашки из нитроглицеринового пороха, который обладал большей теплотой сгорания и отвечал требованиям крупномасштабного производства (благодаря методу проходного прессования шашек). Подразделение В. П. Глушко занималось жидкостными ракетными двигателями на азотной кислоте и керосине, а подразделение М. К.Тихонравова— ЖРД на спирте и кислороде для крылатых и баллистических ракет. С. П. Королев руководил тогда разработкой крылатых ракет. Глубокая профессиональная подготовка, умноженная на энтузиазм молодости, творила чудеса. И старый калужский мудрец направлял все эти захватывающие дух исследования.

ры через сопло, создает необходимую для движения ракеты силу тяги.

Наиболее рациональным способом превращения электрической энергии в кинетическую энергию выбрасываемого вещества Михаил Клавдиевич считал разложение молекулы водорода на атом с помощью вольтовой дуги. Полученный таким образом атомный водород чрезвычайно нестоек, и он, выходя из поля действия вольтовой дуги, вновь рекомбинирует в молекулы водорода с выделением того тепла, которое было сообщено ему при разложении. Идеальная скорость истечения при этом получается равной 20 540 метров в секунду. Это гораздо больше, чем при горении водорода в кислороде, при соединении фтора с бором, при реакции водорода с озоном, а эти реакции считаются наиболее активными и сегодня.

Тихонравов делает вывод, что для межпланетных полетов необходимо также базироваться на постороннем источнике энергии, каковым является радиация Солнца и космическая. «Первым, без сомнения, приходится поставить проблему фотоэлемента, позволяющего нам использовать энергию солнечной и космической

радиации»,— пишет в заключение статьи Михаил Клавдиевич. Первая задача уже решена: солнечные батареи стали неотъемлемым источником энергии современных космических аппаратов.

Двигатель, предложенный Тихон-равовым, основывается на частичном использовании внешних ресурсов — лучистой энергии космического пространства. Водород предполагалось брать на борт с Земли. Но ведь межпланетная и межзвездная среда состоит в основном из водорода, хоть и в крайне разреженном состоянии. Возможно, в будущем межпланетные и звездные корабли воспользуются им как топливом. Представим мчащийся с большой скоростью звездный корабль. В его массозаборник диаметром несколько десятков метров с помощью специальной ловушки «засасывается» водород, а лучистая энергия космической среды превращает его в активное топливо. Получается прямоточный водородно-реактивный двигатель, работающий на ресурсах космического пространства. Поистине захватывающи перспективы космонавтики! О них мечтали ее пионеры, среди которых был и Михаил Клавдиевич Тихонравов.

Он был избран почетным членом Технического совета РНИИ. В ознаменование заслуг К. Э. Циолковского совет присвоил основному уравнению движения ракеты наименование «Формула Циолковского», а отношение массы топлива к массе ракеты без топлива получило название «Число Циолковского» и обозначалось первой буквой его фамилии — «Ц».

В письме К. Э. Циолковского, отправленном И. Т. Клейменову 17 июля 1935 года, имеется фраза: «Привет и поздравления тов. Ланге-маку с успешно оконченной прекрасной работой». Вероятно, имелось в виду сформулирование «закона подобия» и введение понятия «приведенный диаметр заряда», что позволяло с помощью специальных расчетных графиков заранее определять давление в ракетной камере или подбирать соответственно величину сечения сопла — выходного отверстия для газов. Г. Э. Лангемак доказал, что полную горящую поверхность заряда можно привести к равновеликой площади круга, диаметр которого будет равен «приведенному диаметру заряда». Такое определение горящей поверхности оказалось очень удобной и ясной характеристикой заряда, по которой легко было определять нужное критическое (минимальное) сечение сопла ракеты для того, чтобы получать желаемое давление в ракетной камере.

Г. Э. Лангемак в первом своем письме к К. Э. Циолковскому от

19 мая 1931 года говорил о том, что «ракетный полет становится проблемой сегодняшнего дня». И в своей книге «Ракеты, их устройство и применение» (1935 г.), написанной совместно с В. П. Глушко, пророчески заявлял: «В случае применения жидкого топлива дальность стрельбы, вообще говоря, беспредельна, и ракета на жидком топливе преимущественно перед всеми другими средствами способна разрешить задачу сверхдальней стрельбы».

Родина не жалела средств на развитие ракетной техники. Надвигалась схватка с фашизмом. Необходимо было во всеоружии встретить врага. «Катюши» рождались долго, огромный труд и талант многих выдающихся конструкторов способствовал их созданию. Они могли бы появиться и раньше, если бы не смерч необоснованных репрессий, пронесшийся над страной и обрушившийся также на РНИИ. В 1938 году безвинно погибли И. Т. Клейменов и Г. Э. Лангемак, пострадали другие специалисты, в том числе С. П. Королев. Ракетному делу нанесли такой удар, от которого, казалось бы, не оправиться. Но оставшиеся самоотверженно продолжали начатое. Мировое лидерство здесь сохранилось за нами.

А идеи К. Э. Циолковского, умершего в 1935 году, продолжали вдохновлять разработчиков новых ракет, звали через тернии земных трагедий к звездному будущему человечества.

43