Техника - молодёжи 1987-10, страница 65

Техника - молодёжи 1987-10, страница 65

расковывающий «штурм» и популярен?

(В разговор вступает преподаватель методов, кандидат технических наук Вячеслав Александрович Горелов. Он, пожалуй, был более всех настроен «романтически». Но логики его суждения от этого ничуть не утратили.)

— Хорошо, возьмем так называемую синектику. В переводе с греческого она означает совмещение разнородных элементов. Генераторы идей здесь — люди разных специальностей, научных направлений. Главное: иметь вначале самое неожиданное сочетание, буквально по пословице — «В огороде — бузина, а в Киеве — дядька». Синектика дает неограниченную тренировку воображения, совмещение несовместимых элементов. Можно привлекать к разговору даже фантастических персонажей, даже отождествлять себя (!) с изобретаемой машиной. Обсуждаете вы, к примеру, какую-нибудь деталь автомата, пекущего блинчики, а один из ваших соседей-генераторов (в прошлом космонавт) огорошивает вас вопросом: «А как будет работать ваша деталь, если перестанет действовать земное тяготение?»

С. Мариев.— Но не только эти «шумные», коллективные методы расковывают, вызывают идеи. Часто хочется побыть один на один со своей проблемой. Тогда хорошо пользоваться «морфологическим анализом», или «морфологическим ящиком», как его иногда называют. Перед проведением анализа вы мысленно разделяете задуманный вами агрегат на части и начинаете думать, какой может быть каждая из этих частей. На самом деле у вас получается не ящик, конечно, а большая таблица со многими колонками, в которых и записаны различные варианты.

Ю. Карпова.— Даже такой, сугубо производственный, официально принятый в электротехнической промышленности метод для разработки новых изделий, как «функционально-стоимостный анализ», дает большой простор для творческого воображения. Здесь тоже нужно разделить конструируемый аппарат на элементы и для каждого элемента определить ту именно функцию, которую он исполняет. А то ведь часто бывает, что элемент стоит дорого, делать его сложно, а никакой особой нагрузки он не несет. Чтобы это понять, часто нужно суметь отстраниться от привычных

взглядов, придумать неожиданный поворот, необычные условия работы машины.

A. Пугачев.— Или, скажем, известный многим АРИЗ — «Алгоритм решения изобретательских задач»,— в котором шаг за шагом, отталкиваясь от правильной постановки задачи, вы идете к цели. И такой его прием, как оператор РВС — размер — время — стоимость, с помощью которого вы сможете увидеть изобретаемый элемент как бы объемно.

Например, увеличив его размер до бесконечности или уменьшив до нуля (так же со временем работы и стоимостью). Это сразу показывает возможный размах задачи, позволяет рассмотреть ее со всех сторон.

Корреспондент.— О многом вы уже рассказали, и, судя по всему, немало еще осталось. Это несколько пугает. А не перегружаете ли вы головы современных технарей, и без того наполненные бездной подробностей различных конструкций, расчетами, иной технической информацией, еще и дополнительными предметами?

B. Горелов.— Да чего стоят все эти технические знания, если человек уткнется в одну точку и никак не может сдвинуться с места! Говорю это, основываясь и на собственном опыте, и на опыте коллег. Уверен, знание методов мышления не перегружает наших слушателей, а, напротив, увеличивает их возможности, расширяет их кругозор. Это в чем-то подобно процессу самопознания, который, как известно, способен вскрыть резервы интеллекта, психики. Знакомство с приемами, придуманными авторами незаурядными, заботящимися о том, чтобы люди проявили главное свое богатство — творческие возможности,— во многом меняет даже мировоззрение.

Корреспондент.— Вы, кажется, уже вторгаетесь в область психологии, философии. И это вроде бы при вполне локальной, сугубо технической задаче...

Ю. Карпова.— Тут мы не видим ничего удивительного. В нашу программу закономерно вошли лекции и по философии, и по психологии. Мы и задумывали ее как синтез знаний, необходимых современному изобретателю, человеку, связанному с техническим творчеством. Да, наверное, и любому, вступающему в жизнь человеку.

Разве это не беда наша, что студенты технических вузов крайне

пренебрегают философией? А ведь такой ее раздел, как диалектическая логика, дает прекрасный инструмент для нашего мышления. Ведь учение о противоречии как о движущей силе развития, как раз и побуждает к анализу, предшествующему созданию нового, к разрешению противоречия как сегодняшнего несовершенства техники, ее своеобразного тупика.

Корреспондент.— Извините, но не выдаете ли вы все же желаемое за действительное?

Ю. Карпова.— Даже не знаю, как вас убедить... Хотя вот прямой факт: слушатели курсов постоянно просят нас увеличить количество лекций по философии.

С. Мариев.— Технарям зачастую хочется получить именно железное правило, алгоритм. Потом — делай все по правилам, и будет тебе изобретение, уважение сотрудников, премия. Меня пугает такой подход. Вот он действительно сковыэает, ограничивает. Мы же хотим помочь нашим слушателям воспринять некий питательный пласт культуры, если можно так выразиться.

Корреспондент.— Хочу к этому добавить фразу художника Фалька. «Нужно, проснувшись утром, взглянуть на мир по-новому». Так он определял задачу художника, но ведь это и задача любого человека.

A. Пугачев.— Думаю, тут опять может возникнуть опасение — доступна ли будет наша программа для учащихся ПТУ, школьников... Ну а зачем же школьникам сразу все так страшно называть: синектика, морфологический анализ... Нужно действовать вернее и проще: программа методов творчества должна как бы вкрапляться в курсы физики, математики, в иные предметы. С помощью скажем, «Мозгового штурма» можно попытаться найти решение задачи — причем действовать по всем правилам.

B. Горелов.— Кстати, однажды меня попросили провести урок в школе. Нужно было объяснить ребятам крекинг нефти. Решил использовать «штурм» и «морфологический ящик». Ребята набросали кучу идей, систематизировали возможные варианты и в конце концов самостоятельно пришли к верным выводам. Мне нужно было только разжечь мысль и помогать в Оценке промежуточных идей по пути к главной цели.

Корреспондент.— Один из знаков времени НТР — компьютеризация. В школах, ПТУ, техникумах,

63