Техника - молодёжи 1987-10, страница 64

Техника - молодёжи 1987-10, страница 64

«РОДИТЕЛИ

ПРОГРАММЫ» ЗА

«КРУГЛЫМ СТОЛОМ»

В очень старом здании в проезде Художественного театра, где размещается дирекция курсов, круглого стола не нашлось. Но люди, которые собрались за обычным рабочим столом (правда, очень заботливо накрытым — крепкий чай, конфеты, печенье), уже так привыкли здесь собираться, подолгу работать и высказываться на равных, что об отсутствии особой мебели сожалеть не пришлось.

Начинаем разговор:

— Здравствуйте! Сегодня мы — представитель журнала и его читатели — пришли к вам. Скажите, а кто приходит к вам обычно? Что

сколько конструкторских идей. Вот они:

1. Поместить детали в холод, например, в ледяную «рубашку». При схватывании смолы идет выделение тепла, устранив отвод тепла, мы законсервируем участки. А растопив лед, мы подготовим поверхности к склеиванию.

2. Покрыть слоем жидкого стекла, достаточно толстым, чтобы изолировать от окружающего пространства. Стекло плохой проводник тепла.

3. Отвердитель и смола заключены в микрокапсулы с плавящейся от небольшой температуры оболочкой. Микрокапсулы смолы и отвердителя перемешиваются в нужных пропорциях и с помощью той же смолы приклеиваются к поверхности. В таком состоянии деталь, смола и капсулы могут храниться довольно долго. Перед склеиванием нагревают липкую массу до температуры плавления оболочки и сжимают. Такой процесс легко поддается автоматизации.

Классификация отдельных фактов и явлений, приведение их в определен-

это за люди, те, для кого создана новая программа?

(Нам отвечает директор курсов Юлия Алексеевна Карпова.)

— Это молодые новаторы — те, кто уже начал заниматься изобретательством. Как говорится, люди, в которых «искра есть». Направляют их на курсы с производства. Часто и мы к ним приезжаем: проводим занятия, семинары на предприятиях, в институтах.

Теперь же благодаря новой программе наша помощь этим людям более широка. Тем, кто еще только начинает изобретать, можем помочь найти себя, «раздуть искру», тем, кто давно и серьезно работает,— помочь совершенствовать свою мысль, улучшить в какой-то мере свой способ мышления.

Корреспондент.— То есть «научить мыслить»? А разве это возможно?

(Здесь, естественным образом, слово взял доктор философских наук Сергей Николаевич Мариев.)

— Еще Сократ учил, как надо правильно думать, как правильно ставить вопросы, подводил своих учеников к точному и четкому методу мышления, учил пользоваться приемами формальной логики. И Роджер Бэкон, и Рене Декарт, и наш Михаил Васильевич Ломоносов — все они задумывались о «циркуле и линейке для ума», об особом умении идти к истине. А в середине двадцатого века появились (и в очень большом количестве) особые методы научно-технического творчест-

ную систему — обязательный момент любой науки. Важен он и для «науки изобретать» — чтобы понять сущность ее методов, чтобы лучше представить себе всю их совокупность.

Художник изобразил три различных подхода к этой задаче.

Начнем с самого простого — построения хронологического ряда. Тут можно было начать с дельфийских оракулов. Потом переходить от Сократа к Бэкону, Декарту, Эйлеру, Ломоносову. Но стоит начать с нашего соотечественника П. Энгельмайера, опубликовавшего в 1900 году «Руководство для изобретателей».

С начала века в США были предприняты попытки поставить изобретательство на поток, как это было сделано в промышленности. В 1939 году А. Ос-борн придумал «мозговой штурм». Свой «морфологический анализ» Ф. Цвикки предложил в 1942 году. В. Гордон создал свою синектику в 1944 году, метод его тут же приобрел широкую популярность.

В начале пятидесятых годов пред-

ва — разжигающие мысль, выталкивающие на поверхность идею, организующие процесс изобретения.

Ю. Карпова.— Часто люди, прослышав лишь об одном методе, считают его годным на все случаи жизни. Мы поняли: для плодотворной работы необходимо уметь пользоваться как можно большим числом методов. Потом постарались объединить их как бы под одной крышей.

Корреспондент.— Раз вы говорите о методах, значит, изобретателю будет предложен ряд правил, по которым ему следует работать. Но ведь правила-то как раз и сковывают!..

(Преподаватель курсов, кандидат технических наук, автор тридцати изобретений, Александр Васильевич Пугачев и соглашается со мной и тут же возражает.)

— Ограничения мешают, конечно. Я, например, на всю жизнь остался благодарен своей маме: она абсолютно все разрешала ломать, когда мне хотелось узнать: «Как это устроено?» Наверное, это привило мне вкус к изобретательству. Но когда я подрос, пользоваться этим методом стало несколько опасно. Нужно было переключаться на другие. И тоже — помогали! Говорю вам это честно, исходя из личного изобретательского опыта. Ведь как расшатывает привычные рамки, как разбивает нашу скованность, возбуждает фантазию известный «Мозговой штурм».

Корреспондент.— Но, может быть, только вольный, активный,

ложил свой «Метод экономического анализа и поэлементной обработки конструкторских решений» Ю. Соболев из Перми, а в шестидесятых годах американец Л. Майлз усовершенствовал его. В конце концов метод назвали «Функционально-стоимостным анализом» (ФСА).

В середине шестидесятых стал активно работать в области научно-технического творчества Г. Альтшуллер, и появился его «Алгоритм решения изобретательских задач» (АРИЗ), который он постоянно совершенствует.

Г. Буш из Риги предложил свой метод «гирлянд случайностей и ассоциаций» в 1972 году. 70-е же годы и начало 80-х — это зарождение и развитие методов А. Половинкина и М. Зарипова, связанных с использованием современной вычислительной техники.

Можно классифицировать методы изобретательства и по принципиальным их особенностям и разделить методы по четырем уровням, исходя из степени их разработанности, строгости.

62