Техника - молодёжи 1987-11, страница 56

Техника - молодёжи 1987-11, страница 56

Однажды...

«Благодарите родителей...»

Знаменитый русский математик, академик Петербургской АН Михаил Васильевич Остроградский (1801 — 1861/62), будучи внимательным и доброжелательным педагогом, старался не захваливать хорошо учившихся студентов, дабы не будить

в них гордыни. Как-то раз на экзамене в Артиллерийском училище, выслушав блестящие ответы слушателя, он после придирчивых расспросов поставил ему наивысшую оценку — 12 баллов, но при этом не преминул шутливо заметить:

— Друг мой! Благодарите ваших родителей, что они назвали вас Цезарем, а то не получили бы 12 баллов!

Как оказалось впоследствии, молодого человека не зря назвали в честь Юлия Цезаря, славившегося умением делать одновременно несколько дел. Цезарь Антонович Кюи (1835—1918) стал известным ученым, инженер-генералом, читал курс исто

рии русской фортификации в академиях Генштаба, Военно-инженерной и Артиллерийской, а также... выдающимся композитором, музыкальным критиком, одним из активных членов «Могучей кучки»,деятельность которой по праву считается эпохой в развитии мирового музыкального искусства.

«Заповеди Теренина.»

Так называлась заметка в № 2 за 1986 год. В ней были приведены заповеди научной поисковой работы крупного советского физико-химика, академика А. Н. Теренина (1896—1967). Добавим еще одну его заповедь, актуальную и в наши дни. Александр Николаевич не уставал повторять своим сотрудникам:

— Никогда без крайней необходимости не ссорьтесь с коллегами по работе ж не будьте чересчур дотошными в науке!

Расшифровывая эти слова, он пояснял, что первое необходимо для создания здоровой, деловой, творческой обстановки в лаборатории, а второе — для быстрого продвижения вперед в научных исследованиях без задержки на второстепенных деталях и мелочах.

Кто есть кто

Брегеты мастера Бреге

Несколько лет назад грабители забрались в исторический музей Иерусалима. Среди бесценных экспонатов они выбрали только девять карманных часов. Но кража не столь наивна, как может показаться на взгляд непосвященного. За брегеты — часы с факсимиле Абрахама Луи Бреге (1747—1823) на аукционах платят зачастую свыше 100 тыс. долларов.

Подростком А. Л. Бреге эмигрирует из Швейцарии, из родного кантона Невшатель, во Францию. Учась в частном коллеже «Мазарен», он одновременно осваивает профессию часовщика,— весьма уважаемую в те годы. Недаром в своей 28-томной энциклопедии Дени Дидро и Жан Лерон Д'Аламбер посвятили этому ремеслу немало страниц.

В 28 лет Бреге открывает свою мастерскую в Париже на острове Сите, который традиционно был центром торговли. Его карманные часы с боем, несмотря на внушительную цену (а может, именно благодаря ей), приобрели колоссальную популярность среди тогдашней аристократии — их носили короли и императоры, лорды и герцоги... Например, французская королева Мария-Антуанетта, казненная во время Великой французской революции вместе с Людовиком XVI, купила у Бреге целых шесть хронометров. Даже находясь в тюрьме, на пороге эшафота, она попросила мастера изготовить еще одни часы. Любопытно, что этот заказ, подтвержденный 30 лет спустя офицером королевской гвардии, стал последним и для Бреге — он выполнил его незадолго до смерти.

Всего мастер сделал пять тысяч часов. До нас дошла только тысяча. Каждый механизм занесен под своим порядковым номером в специальный регистр, составленный самим Бреге. На

каждом хронометре вырезано его имя.

Что же нового внес Бреге в часовое дело?

Прежде всего ему удалось вдвое уменьшить толщину хронометра — немаловажное качество для прибора, который носят на цепочке. Брегеты отличались высокой точностью, показывали числа месяца. Больше того, мастер придумал, как определять время и в темноте: на крышке были стрелки, а на ободе — обозначенные жемчужинками цифры.

Бреге постоянно эксперемен-тировал и с внешним оформлением. Он менял место механизма часов в корпусе, его форму, ставил те или иные стрелки, украшал корпус драгоценными камнями... Но точность брегетов

оставалась неизменной. Впрочем, случались и исключения. Причем они были столь редки, что им порой придавался символический смысл. Например, один из историков рассказывает, что во время египетской экспедиции Наполеона его часы остановились — в механизм попал песок. Как известно, французские войска капитулировали.

В 1811 году в мастерской Бреге работало 400 человек. Многие из них были талантливыми часовщиками, но все они остались в тени знаменитого мастера.

Г. ФРОЛОВ, инженер

Рис. Владимира ПЛУЖНИКОВА

Неизвестное об известном

Скрипки Чернова

Русский ученый, основоположник металловедения и теории термической обработки стали Дмитрий Константинович Чернов (1839—1921) отличался необычайной широтой интересов, свойственной крупным талантам. Он изучал языки, владел немецким, французским и

английским, прекрасно рисовал маслом и акварелью, занимался опытным выращиванием экзотических растений в оранжереях... 17 и 23 декабря 1893 года Дмитрий Константинович зачитал в Русском техническом обществе обстоятельный доклад «О наступлении возможности механического воздухоплавания без помощи баллона», на который не раз ссылался в своих трудах ]Н. Е. Жуковский. Докладчик, в частности, впервые выдвинул идею «разрезного крыла», разработанную потом теоретически

С. А. Чаплыгиным. Чернов четко указал, что подъемная сила крыла «возрастает пропорционально квадрату скорости, а работа — пропорционально кубу скорости». Он попытался определить и наивыгоднейший угол атаки крыла от скорости.

Серьезно увлекался ученый и изготовлением смычковых музыкальных инструментов. Ему удалось доказать, что секрет старых итальянских скрипок кроется в толщине деки. Он самолично изготовил двенадцать скрипок, четыре альта и четыре виолон

чели — набор для целого оркестра — и поделился своим опытом, результатами исследований в брошюре «О построении музыкальных смычковых инструментов». 18 января 1911 года в Петербургской консерватории состоялись сравнительные испытания скрипок Чернова и прославленных итальянских мастеров — Бергони, Амати, Страдивари. Перед публикой, заполнившей зал, выступили известные музыканты Завитновский, Савицкий, братья Пиорковские. Компетентное жюри, размещен-

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Мастер акварели

Близкие к этой страницы