Техника - молодёжи 1987-11, страница 54После публикации в прошлом выпуске шахматных программ, в которых активной (матующей) стороной является сам микрокалькулятор, заветная мечта многих наших читателей — устроить поединок двух ПМК и посмотреть, что из этого выйдет,— перешла из разряда несбыточных желаний в категорию тривиального. Так, Владимир Рябов из Казани, ничего не зная о разработке Сергея Вагина, предложил свой вариант игры «Неприкосновенный король». Белым ферзем здесь руководит человек, а движениями черного короля управляет наш электронный помощник. Вот соответствующая программа: 00.ИП4 01.(17 02. ИПД 05. ПО 04.ИПС 05. П8 06.FL2 07.09 08.ИП6 09. % НО- ПА 11.С/П 12. ПВ 13.3 14.П0 15. п1 16.КП1 17. КПЗ 1819. ИП9 20.+ 21. ПД 22.ИП0 23.ИПЗ 24.- 25.ИП8 2Ь.+ 27. ПС 28.3 29. ИПС 30.31. Fx2 32. t 33.3 34. ИПД 35.36. Fx1 37.+ 38. + 39.3 40.- 41.Fx»o 42.84 43. ИПА 44. ИПС 45. - 46. t 47. Fx2 48.ИПБ 49. ИПД 50.51. Fx1 52.F&X 53. to 54.55. * 56.x 57. ИПС 58.t 59.9 60.- 61.FBx 62.ИПД 63.- 64.x 65.x 66.ИПС 67.x 68. ИПД 69.x 70. Fx* о 71.84 72.ИП8 73. ИПС 74.- 75.Fx-o 76.00 77.ИП9 78. ИПД 79.- 80,Fx.o 81.00 82.ИП5 83. П7 84. FLO 85.22 86.3 87. ПО 88.FL.1 89.16 90. ИП7 91. с/п Перед началом игры надо записать в регистры 3—6 числовые константы: 2 ПЗ 555 П4 333 П5 111 П6, ввести в регистр 2 количество ходов, отпущенных на игру (например, 25), в регистры С и Д — соответственно горизонтальную и вертикальную координаты черного короля, после чего скомандовать В/О С/П. Секунду спустя на индикаторе появится горизонтальная координата короля, а вертикальная хранится в регистре Y, она вызывается командой XY (точно так же ■Ж' ::- ПМК сообщает прцтивнику и о результатах каждого последующего хода). Теперь нужно пойти белым 'ферзем (а король неподвижен, он стоит на поле 33). Ход задается так: (горизонтальная координата) С/П (вертикальная координата) С/П. Теперь ждем ответа черных — в среднем на «раздумья» машинка тратит около одной минуты. По окончании игры ПМК ставит «отметку»: 555 в случае мата или 333 при пате. Если за отведенное количество ходов мат поставить не удалось, на индикаторе появляется 111. В программе В. Рябова довольно много неиспользованных резервов. За их счет нетрудно, например, повысить сервисность: выводить в регистр X двузначную координату черного короля, как принято в других наших играх на шахматной доске. Предоставляем сделать это самим читателям раздела. А потом можно устроить и «матч века»: ввести в один калькулятор программу из предыдущего выпуска, во второй — разработку В. Рябова, расставить фигуры — и начинать. А если вдобавок ввести в третий ПМК программу В. Алексеева «Шахматные часы» (см. «ТМ» № 6 с. г.), то на долю человека, пожалуй, вообще ничего не останется. А теперь представляем вашему вниманию новую игру на шахматной доске. Ее разработал студент Киевского политехнического института А. Павлюк. К сожалению, присланная программа подходит только для МК-61 и МК-52: в ней используется логическая операция «исключающее ИЛИ». ПОЙМАТЬ МУСТАНГА Суть игры: на игровом поле 8X7 передвигаются конь (за него играет машина) и охотники. Цель игры: управляя перемещениями охотников (а они ходят по диагонали), ПМК ПРОТИВ ПМК -ПОБЕДИТ ДРУЖБА! |