Техника - молодёжи 1987-12, страница 51как найти этому реалистичное ОБЪЯСНЕНИЕ. Еще в 1974 году издательство «Мысль» выпустило книгу Б. Ф. Поршнева «О начале человеческой истории». Автор высказал предположение, что на ранних стадиях «доязыкового» формирования человека роль внушения, волевого принуждения была очень велика. Не потому ли наш гоминоид выглядит полиглотом, что волевые приказы-понуждения однозначны и по-русски, и по-мансийски, и на любом из кавказских языков? Постепенно с совершенствованием второй сигнальной системы (речь) человек утрачивал это свойство. Остаточные его элементы мы встречаем в виде природного дара или приобретенных навыков гипноза. Особенно сильны пока еще они, как можно предположить, среди представителей одного из древнейших народов — цыган. Принуждение типа гипнотического, побуждение к тому, чтобы человек при встрече с существом «не заметил» его, был скован в своих действиях и размышлениях,— вот что лежит в основе таинственности воистину чудесного животного. Природа его так же материалистична, как и самого человека, как и явления гипноза. Иное дело, что До сих пор все это мало изучается. Вот почему человек при встрече с реликтом чаще всего ощущает дискомфорт, испытывает дезориентацию, потрясающе чуждую разуму. Встреча с человекоподобным животным равнозначна попаданию в иную плоскость мышления. Объединяет все непонятное, что можно встретить и услышать на Земле, только сознание ошеломляющей необъяснимости. Завтра мы все обязательно узнаем. Завтра. А сегодня? Сегодня пресса любит писать о встречах, происшедших где-то за морем, в тридевятом, тридесятом и так далее государстве (особенно почему-то, например, в Калифорнии). И мало кого интересует, как обстоят дела «на нашей почве, датской». Сегодня приглашаю всех в гости к повествованиям народа манси (записано в 1985—1986 годах мной и О. А. Кошма-новой) . Фамилии и наименования населенных пунктов обозначены только буквами осознанно, чтобы не предоставлять готовые адреса для охотников за сенсациями. Если сегодня остро стоит вопрос, чтобы любой ценой добыть череп недавно обнаруженного реликтового вида медведя (восьмого по счету) на Камчатке, то можно себе представить, сколько людей ринется выполнять это «скромное» пожелание зоологов для пущего доказательства (какой пожар!), что вид действительно существует. Головы с черепами полетят. И это у редчайшего животного, которого если и осталось сколько-то, то раз-два и обчелся. Что-то здесь не так! Подобное же происходит и под Душанбе, где предполагаемые свидетельства посещения Варзобского ущелья ре ликтовым гоминоидом привели к тому, что теперь каждое лето сюда устремляется от двухсот до трехсот человек разных профессий, от поваров до разнорабочих. Из-за такой плотности «исследователей» на местности нетрудно себе представить, как скоро даже мыши покинут свои норы. Мания отправиться именно в те места, где уже кто-то побывал, а тем более где уже собраны местным энтузиастом какие-то сведения, привела в этом году к тому, что группа людей, поощряемая «Комсомольской правдой», отправилась под видом самодеятельной экспедиции... по моим следам. Нужен ли такой дубляж? Впечатление, что островитяне дали в центр телеграмму: «Нам Миклухо-Маклай не нужен, срочно пришлите Кука!» Сбор рассказов о необычных явлениях и животных, особенно ведущих потайной образ жизни, не может служить основанием для полного нарушения экологии местности. Тем более для «задействования» вертолета, средств обездвиживания (которыми никто из отправившихся в этом году, например, абсолютно не владеет), да и кое-чего похуже, как первоначально планировалось. Страна наша велика, сколько возможностей для любителей поисследовать! Нужно ли превращать хорошие идеи в абсурд? А потом всеми средствами еще добиваться, чтобы я не сопротивлялась, не возражала против подобной акции. «Она скандалит!» В отличие от этих людей и некоторых местных доброжелателей я-то понимаю и твердо знаю, к чему может привести такой поиск, такая погоня за собственной славой. Это именно такой случай, когда не грех было бы и поскандалить. С одной стороны, справедливая просьба свидетеля необычного явления: «Никому, пожалуйста, не называйте местность и мою фамилию, мне же в этой тайге жить», а с другой: «Как здорово, что у вас будет вертолет!» Хотя именно там вертолетов настолько предостаточно, что то и дело слышишь об отстреле даже обычных зверей только с вертолета. Настоящие-то охотники вовсе перевелись. Но вернемся к рассказам манси. Это былички нескольких типов. Тип первый — собственно о диком человекоподобном существе. Оно подразделяется на две разновидности: ведущие полупаразитический образ жизни (ютящиеся близко к избе, а то и в ней, живущие на чердаке, в подполе или баньке) и независимые, которых можно встретить реже — только на природе. Провели три дня среди лесозаготовителей, которые далеко углубились в тайгу (от ближайшего населенного пункта два часа по воде, затем пешком километров семь). Выяснилось, что в прошлом году в октябре после продолжительных дождей охотившийся в этих местах шофер С. обнаружил интересный след, который так привлек его внимание своей «ниначтонепохожестью», что он вырезал его из почвы и принес в контору леспромхоза. След рассматривало несколь ко человек. И все признали, что таких не встречали. Казалось бы, похож на человеческий (босой ноги), но длина и ширина такие, что не давали возможности посчитать его таковым. Длиной более 40 см и почти 18 см шириной. Представление о сдвоенных медвежьих следах есть у всех охотников. А что касается человека, то в эту пору года он даже в шутку или на спор босиком вдалеке от жилья не ходит. Пошумели. Не пришли ни к какому выводу. Так называемого снежного человека относят к сказкам, выдумкам. Правда, кое-кто кое-что все же слышал о диком человеке, но представлений о первом и втором не связывают. Народ больше пришлый, хотя каждый работает здесь несколько лет, все ходят на охоту. Интересен рассказ о коллективной встрече с непонятым человекоподобным. Агриппина Васильевна Т., 1925 года рождения, зимой 40-го года была свидетельницей такого события. — Нас, человек восемь молодых ребят и девчат, направили в деревню П, на подледный лов рыбы. Там постоянно проживал дед Осип Павлович С. Остановились в его доме. Вечером после работы (а мы все веселые были!) начали шутить, смеяться. Дед несколько раз предупреждал нас, чтобы мы вели себя потише, но нам было весело, и мы не могли остановиться. Он сидел с нами за столом и пил чай. Жена его Аграфена подавала на стол и то и дело выходила в кухню. Прямо под дверным проемом из комнаты в кухню был лаз в подпол. Он был закрыт. Хозяйка входила, выходила. И вот только она вновь вышла, сразу же за ней приоткрылась крышка подпола, оттуда высунулся до пояса какой-то человек, он предстал перед нами со спины. Волосы на голове были спутаны и опускались на спину. И весь он был волосатый, до пояса. Мы замерли. Бабка обернулась и увидела и запричитала: «Что это? Кто это? Кто?» Дед соскочил со стула, заматерился. Крышка подпола с силой хлопнула. Дед схватил ружье, висевшее на стене, и, приоткрыв лаз, выстрелил туда вхолостую. Мы прожили в избе еще несколько дней, но больше ничего подобного не было. Старик убеждал, что и раньше такого не случалось... А вот как этот рассказ переплетается с повествованием бывшего колхозника, а ныне охотника и рыбака Ильи Николаевича Р., не имеющего к предыдущей свидетельнице никакого отношения. Он побывал в тех же местах в 1953 году. Дома была только Аграфена. — Она уложила меня спать в горнице. Я так устал, что упал — уснул. Проснулся внезапно, как от толчка. Еще было совсем темно. Не спалось. Стал обдумывать, куда завтра идти. Слышу: кто-то идет. из кухни в горницу, затем ко мне. Почувствовав неладное, я лег на спину, скрестив на груди руки, сжав кулаки (слыхал от людей, что если кто-то непонятный ночью наваливается, именно так его можно сбросить). И правда, 48
|