Техника - молодёжи 1988-08, страница 57

Техника - молодёжи 1988-08, страница 57

Читая классиков..

Ответные визиты

В повести Н. С. Лескова «Островитяне» действует персонаж Фридрих Фридрихович Шульц из васильеостровских немцев, которые (как, впрочем, многие выгодно устроившиеся обрусевшие инородцы) отличались большим русским патриотизмом, чем сами русские. С годами этот обычай укреплялся в Шульце все сильнее, приобретая консервативно-монархический оттенок. И в конце повести, очерчивая духовную эволюцию Фридриха Фридрихоаича, Николай Семенович замечает: «Он выписывает «Московские ведомости», очень сердит на поляков, сочувствует русским в Галиции, трунит над гельсингфорсскими шведами, участвовал в подарке Комиссарову и говорил дае речи американцам».

Смысл почти всех упоминаемых в этом перечне фактов ясен. Каткове кие «Московские ведомости» славились тогда своим реакционно-охранительным направлением. Поляки и финские шведы, требовавшие отделения Королевства Польского и Великого княжества Финляндского от Российской империи, вызывали недовольство царского правительства, которое, в свою очередь, претендовало на Королевство Галиции и JIoдо-мер ии с Великим герцогством Краковским, входившее тогда в состав Австро-Венгрии. О верноподданнических настроениях Шульца говорит и участие в подарке 0„ Комиссарову — крестьянину, спасшему Александ

ра II от выстрела Д. В. Каракозова, но что это за «две речи американцам», говоренные Шульцем?

Оказывается, когда в Америке началась Гражданская война, произошло резкое обострение отношений между Россией, с одной стороны, и Англией и Францией — с другой. Решив оказать на них моральное давление, царское правительство направило в Сан-Франциско и Нью-Йорк по крейсерской эскадре под начальством адмиралов А. А. Попова и С. С. Лесовского. Независимо от преследовавшихся целей, появление русских кораблей было воспринято в США как дружественная демонстрация по отношению к северным штатам, и среди широких слоев американцев укоренилось убеждение, что Россия была единственной страной в Европе, которая уберегла их от войны с Англией и Францией.

В мае 1866 года конгресс США решил направить в Петербург с ответным визитом американскую эскадру во главе с заместителем морского министра Г. Фоксом. Получив сведения об этом, Александр II приказал: «Принять с русским радушием!»

И поэтому, когда в июле 1866 года эскадра с Фоксом на борту флагманского монитора «Миантономо» появилась в Кронштадте, для американских моряков было устроено беспрерывное двухмесячное празднество. На трех пароходах их провезли по маршруту Петербург — Великий Новгород — Тверь — Кимры — Кострома — Москва. Их принимали в Царском Селе и в Московском Кремле. Они посетили и одну из деревень, где Фокс подарил крестьянам звездно-полосатый флаг. И везде по пути следования заокеанских гостей приветствовали толпы народа, съезжавшиеся из окрестных городов, местечек и сел. Везде им устраивались торжественные встречи, произносились соответствующие событию речи. На следующий год визит в Россию нанесла вторая американская эскадра под командованием известного адмирала Д. Фаррагута, встреченная столь же Пышно и хлебосольно.

Вот этими-то мероприятиями и воспользовался Фридрих Фридрихович Шульц для выражения своих верноподданнических чувств. Зная, что радушие в данном случае предписано самим императором, он не упустил возможности лишний раз зарекомендовать себя патриотом, произнеся «две речи американцам»...

Вит. СМИРНОВ, оператор ЭВМ

Узелок на память

И купить света на копейку...

П. Н. Яблочков — начальник телеграфной службы Московско-Курской железной дороги — в 1872 году оставил службу и на свои скромные сбережения оборудовал электротехническую мастерскую. Ему поручили оснастить дуговой лампой для освещения железнодорожного полотна паровоз, который должен был везти в Крым «царский поезд». Но, хотя прожектор безотказно отработал в течение всего долгого рейса, новых заказов больше не поступало. Яблочков решил поехать на Всемирную выставку за океан, надеясь заинтересовать американских предпринимателей своим изобретением. Однако денег хватило только до Парижа, где местные дельцы купили его патент, и вскоре мощные лампы «русского света» исправно освещали бульвары н великосветские салоны столицы Франции.

Рис. Владимира ПЛУЖНИКОВА

Неизвестное об известном

Корабль Геракла

В древнегреческих мифах, повествующих о 12 славных подвигах Геракла, этот герой нередко выступает в качестве искусного морехода. Так, добывая пояс царицы амазонок Ипполины, он совершает плавание к берегам Малой Азии, вместе с аргонавтами ходит за золотым руном в Колхиду, предпринимает морской вояж к Атлантике...

Но если о парусно-гребном судне «Арго» нам кое-что известно (англичанин Тим Северин даже построил его копию), то об остальных плавсредствах, которыми пользовался сын небесного владыки Зевса и земной женщины Алкмены, мы практически ничего не знаем. Впрочем, не совсем так...

В одной из витрин ленинградского Эрмитажа хранятся резные этрусские геммы из сердо

лика. На одной из них изображен Геракл, вооруженный палицей и стоящий перед странным сооружением — четырьмя положенными друг на друга амфорами за стенкой. Специалисты долго ломали головы над смыслом этой картинки, пока не догадались повернуть ее на 90°. Теперь Геракл оказался возлежащим на... плоту, под настилом которого покоились амфоры — скорее всего поплавки!

На других геммах нетрудно заметить отличия — отсутствует

настил, меняется число амфор. Более подробно античное плавсредство запечатлено на ручках этрусских бронзовых зеркал III века до н. э. Здесь можно увидеть и хорошо различимый двойной «палубный настил» с подвешенными плотно закупоренными амфорами, на нем — мачту с парусом, и даже то, как Геракл строит свой плот.

Интересно, что подобные плоты изображены и на эгейских геммах, относящихся к 3—2 тысячелетиям до н. э. Отсюда следует, что эти плавсредства, оснащенные парусом и рулем, вовсе не были диковинкой в античные времена. Скорее наоборот — в определенный период они были широко распространены и, возможно, успешно конкурировали с «нормальными» парусно-гребными судами. Именно к такому выводу, дополняющему наши представления о судоходстве древних, пришел советский исследователь

О. Я. Неверов.

А. ПОПОВ, инженер

А как освещались пассажирские вагоны в прошлом веке? Давайте перелистаем пожелтевшие страницы журнала «Вокруг света» за 1898 год: «...но каково положение человека, привыкшего к деятельной жизни и обреченного на многодневное путешествие зимою, когда дни коротки, а ночи длинные, и в вагоне царит таинственный полумрак. Теперь железная дорога поставила аппарат, с которым путешественник покупает себе свет на копейку: всунешь медную монетку, и электрическая лампочка вспыхивает на несколько минут...»

Любопытно: в наши дни, когда разразился «энергетический кризис», эту старую идею взяли на вооружение власти западногерманского города Брауншвейг. Главные его достопримечательности — собор, замок и ратуша — особенно эффектно смотрятся ночью при освещении мощными прожекторами. И вот на площади города появился автомат: опустишь в щель монету в 50 пфеннигов и целую минуту можешь любоваться архитектурными памятниками, залитыми ярким светом.

Рига К. БЕЛШЕВИЦ