Техника - молодёжи 1988-08, страница 60си этого типа были выполнены на древ-неславянском языке.— Ред.). Формальный анализ. В работе было использовано около 150 надписей с общим объемом текста свыше 2,5 тыс. знаков, среди них 126 разных. Такое количество чересчур велико для буквенной письменности, однако явно недостаточно для иероглифического письма. Это позволило автору расшифровки заключить, что он имеет дело со слоговой письменностью. О слоговом типе письма говорит и обнаруженный в ряде надписей особый знак — косой штрих, проставляемый в нижней части строки, наподобие запятой. В индийском слоговом письме де-ванагари аналогичный знак называли «вирамом». Он проставлялся в том случае, если нужно было показать, что слог, отмеченный предыдущим знаком, заканчивается на согласный звук. Дело в том, что в письменности де-ванагари предусматривались знаки лишь для открытых слогов типа СГ (согласный + гласный звук) и Г (чистый гласный звук). Для того чтобы построить конструкцию ССГ (согласный-(-согласный-^ гласный звук), то есть сдвоить согласные, необходимо было прибегнуть к помощи «вирама», снимающего огласовку у впереди стоящего знака (СГ + «вирам»+СГ= ССГ). Эпиграфический анализ. Все знаки были разбиты на группы: рисуночные (10 знаков) и линейные. Последние были разделены на 13 эпиграфических рядов, которые составляли схожие по написанию слоговые элементы. Очевидно, они обозначали слоги типа СГ с одним и тем же согласным звуком, но разными гласными. Озвучив один знак ряда, можно получить значения всех остальных (без огласовки). Озвучивание знаков. Сначала был использован так называемый этимологический метод. Он чрезвычайно прост. Знакам нерасшифрованной письменности, идентичным в графическом отношении знакам известной письменности, присваивается звучание последних. Сопоставив «черты и резы» с известными славянскими азбуками (кириллицей и глаголицей), было выявлено 23 знака, совпадающих по форме. Определилось звучание (без огласовки) 12 эпиграфических рядов. Далее автор прибегнул к методу ак-рофонии. Суть его в том (он применим для рисуночных знаков), что для озвучивания знака выбирается первый слог слова, обозначающего изображенный на рисунке предмет. Таким образом удалось «распознать» КОпье, ЧЕловека, СОхатого, ВЕпря, ЛОшадь, ЗАйца, СО-кола, САбаку. Количества озвученных знаков оказалось достаточно для того, чтобы начать расшифровку надписей. В процессе работы число озвученных знаков постоянно увеличивалось. Так, например, надпись на шахматной фигурке читалась как: КОН(—) — второй слог шел без огласовки. Но ведь ясно, что слово — КОНЬ. Диск говорит по-гречески Владимир МИХАЙЛОВ, журналист Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. Иван Бунин Внушительны египетские обелиски, грандиозны пирамиды, великолепны храмы. В сравнении с ними глиняный диск из Феста выглядит ничтожеством. Но они родственники. Иероглифы — вот что роднит кружок из критской глины с массивными сооружениями фараонов. Нам приходится только гадать, почему критяне, соседи и партнеры Египта по торговле, позаимствовав у египтян идею рисуночного письма, не стали высекать иероглифы на мраморе и граните. Камень на Крите был, в конце концов его можно привезти с близлежащих островов, знали древние критяне и такой строительный материал, как гипс... Нет, ни одного иероглифа на стенах, колоннах дворцов, раскопанных древних критских городов не нашли ни первооткрыватель крито-микенской цивилизации английский археолог Артур Эванс, ни его продолжатели. Так возник первый вопрос при знакомстве с диском и литературой о нем. Возможно, пришел я к выводу, что древний Крит не знал царей, деспотических правителей, которые были почти у всех народов. Потому и не нашли археологи в критской земле ни монументальных надписей о деяниях царей, ни их изваяний. Жрецы на Крите были, но перерасти им в единоличных и пожизненных правителей не давали какие-то общественные институты. А как же Гомер? Неужели он не прав, когда сообщает нам в «Одиссее», что был на Крите царь и звали его Минос? Диск относится к XVII веку до н.э. «Одиссея» создавалась, по предположению исследователей гомеровского эпоса, семь-де-вять веков спустя. До Гомера могло дойти не имя, а титул выборного правителя (или правителей). Полагаю, что таким титулом было слово «менос» — мощь, сила. Кстати, присутствует оно и на диске, но об этом ниже... Итак, пришлось отвергнуть версию о том, что на диске могут быть записи, относящиеся к царю, его деяниям или указам. Следующая гипотеза: на диске письменное сообщение. Возможно. Но ведь оно не написано «от руки». Напротив. При его изготовлении использовались пе чатки, штемпеля, которыми делали оттиски по мягкой глине. Сколько же миниатюрных рисунков-печаток надо было изготовить, чтобы снабдить всех адресатов? Хлопотно, нецелесообразно. Да и потерять легко небольшие палочки-штемпеля. Попробуй дай потом ответ на очередной запрос из «центра». Вот он — кружок диаметром 15—16 сантиметров, свободно умещающийся на ладони. Изготовляли подобные изделия, очевидно, большим тиражом, если изобрели для оттисков рисунков на глине штемпеля. Крит, Крит... Чем же ты был примечателен среди других древних цивилизаций? Что поставило тебя в один ряд с Египтом, Ассирией, Вавилоном и другими государствами? Владычество на море. Тут не было тебе равных во втором тысячелетии до нашей эры. Сотни критских судов бороздили Средиземное море, доставляя в Египет, Финикию и другие страны амфоры, кубки и чаши, привозя взамен медную руду и слитки, ткани, краски. По свидетельству древних авторов (Фукидид и др.), критские суда доходили до Сицилии, Малой Азии. Как известно, наука судовождения требует навигационных знаний. Географические карты, солнечный компас, астролябия изобретены уже после исчезновения Критского государства. Единственным ориентиром в открытом море в ту эпоху было звездное небо. Не зная расположения созвездий, вряд ли отваживались мореплаватели отправляться в далекие путешествия. Каждому из критских судов, думал я, нужен был звездный путеводитель. А почему бы не быть им Фестскому диску? В таком случае нанесенные на него рисунки — это символические обозначения звезд и созвездий. Примерно так я рассуждал лет десять Певцы, идущие на праздник сбора уро-жвя. Деталь сосуда крито-микенской культуры, найденного в городе Фесте. 58
|