Техника - молодёжи 1988-08, страница 59ТРИБУНА СМЕЛЫХ ГИПОТЕЗ работать, и потому пряслица старались мгтить «ВЕРЬТАТЕ КАШЕВИ». «Возвратите Кашеве — просит пряха по кличке Кашева (видимо, от слова «каша»), жившая когда-то в Старой Рязани. На пряслице из Гродно написано, чье оно: «Р :ШЕК ДИНОЧИ» — (женское имя Дина). Пряха из Лецкан уместила на пряслице целых две строки: «СОСЕДИ МОИ. РЕШЕК ЦЕ ВОЗЬНЕ СОЛИ» (Соля - древнее русское женское имя). Перечисленные выше надписи датируются IV—XI вв. н.э. Самая ранняя среди них надпись на пряслице из Лецкан — 348 год н.э. То обстоятельство, что наиболее древняя на сегодняшний день надпись, исполненная пи ьмом типа «черт и резов», сделана обыкнове гаой деревенской пряхой — наводило на мысль о еще более почтенном возрасте славянской письменности. Но где ее истоки? Как приблизиться к ним? Древнейшее славянское письмо — на Крите? При соп ставлении письменности типа «черт и резов» с кириллицей было выявлено одиннадцать знаков, идентичных в графическом отношении. Все это буквы греческого алфавита. Стало быть, можно говорить о родстве двух письменностей. греческой и «черт и резов». Но кто старше из этих двух «родственников»? Ответить нетрудно. Буквенное письмо (каким является греческое) представляет собой более высокую ступень развития письменности, нежели слоговое. Следовательно, именно греческое могло образоваться из письма типа «черт и резов», но никак не наоборот. Однако мы знаем, что греческое письмо ведет начало от финикийск го, которое по сложной цепочке приводит нас... к Криту. Что ж, давайт! дернемся на южный остров. Может быть, черты и рези», столь милые нашим предкам, помогут прочитать Фестский диск? По-мое-му, почти все знаки критских надписей в графическом отношении идентичны знакам письменности типа «черт и резов». Стоило присвоить им фонетиче ские значения последних..: и полилась славянская речь. Ниже привожу прочитанные мной надписи Фестского диска в ереводе на современный русский язык: Сторона А: Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал еще бог? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место, что вам послал бог, обступите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью. Не место — волю. Живы еще чада Ее ведая чьи они в этом мире. Сторона Б: Будем опять жить, будет поклонение богу, будет все в прошлом — забудем, кто есть мы. Где вы побудете, чада будут, нивы будут, хорошая жизнь — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есть — забудем, кто есть. Что считать, боже Рысиюния чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься от нее Ни однажды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы, разговоры о вас. Не есть еще, будем Ее мы». Итак, славянское племя рысичей вынуждено ос < вить свою родину. Новую родину оно обрело на Крите. Название «рысичи» скорее всего свя зано с принадлежностью к племени Рыси (тотем наших пращуров — Рысь), и это свидетельствует о том, что на Крит наши предки пришли с севера, надо полагать, из Поднепровья. Именно там следует искать истоки письменности типа «черт и резов»... В начале III тысячелетия до н.э. в Нижнем Поднепровье-Подунавье сложилось крупное (славяноязычное, как считают некоторые историки) этническое единство, создавшее так н зываемую трипольскую культуру. Трипольцы по уровню развития значительно опережали своих соседей; имели они и письменность. Пространных текстов (и даже отдельных трипольских надписей) пока не найдено, но метки, графически идентичные знакам письменности тина «черт и резов», имеют место на обломках три-польской керамики. Это вполне серьезное основание для того, чтобы считать, что славянская письменность зароди лась в триполье около 5 тыс. лет тому назад. Теперь поставим закон мерный воп рос: чем объяснить огромный разрыв во времени между трипольской культурой и родственными ей по духу славян кими культурами Приднепровья? Ответ может быть лишь один. Пращуры славян надолго покинули свою землю- Время исхода трипольцев согласуется со временем появления на Балканах, в Греции, на островах Эгейского моря, в том числе и на Крите, пеласгов (рысичей?). Именно с пеласгами историки связывают расцвет и могущество Критской державы Пеласгом был и автор тек ста Фестск го диска, поведавший нам о трагедии, постигшей его племя МЕТОДИКА ДЕШИФРОВКИ Процесс дешифровии текстов разбивается на несколько последовательных этапов. Прежде всего (форм >ный анализ) необходимо определить тип письменности — иероглифический, слоговой, буквенный; получить представление о строе письма, установить направление чтения. Второй этап — так называемый эпиграфический анализ. Выявляются различные варианты написания одних и тех же знаков 'Третий этап — озвучивание (огласовка), после чего можно уже непосредственно приступать к чтению и толкова нию текстов. Прослед м процесс дешифровки на примере письменности «черт и резов» (Г. Гриневич предположил, что надпи- КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Г. Гриневич полагает, что славяне создали критскую культуру. Твким -образом, «они стояли у истоков европейской и мировой цивилизации» (цитирую работу на 255 машинописных страницах, поступившую ко мне на рецензию). Автор дважды обращался со своим открытием в Институт славяноведения и балканистики, трижды — в Институт русского языка АН СССР, в Институт истории АН СССР и в Московский государственный университет. Везде он получил отрицательные ответы. Я была одним из содокладчиков на заседании в Центральном доме ученых (под председательством академика Б. А. Рыбакова), на котором специали-сты-древники дали негативную оценку работе Г. Гриневича по расшифровке надписей Фестского диска. Мнение этих специалистов я полностью разделяю. Как человек, имеющий отношение к разработке палеографии славянского письма, я не могу согласиться с авторами расшифровки, что несхожесть знаков Фестского диска, «черт и резов», ряда других надписей «является кажущейся». В своих расшифровках Г. Гриневич допускает ошибки, обнаруживает неосведомленность в истории славян и сравнительно-исторической грамматике славянских языков. Совершенно очевидно, что Г. Гриневич не внемлет голосу ученых — представителей разных гуманитарных специальностей. Лидия ЖУКОВСКАЯ, главный научный сотрудник Института русского языка АН СССР, доктор филологических наук 57 |