Техника - молодёжи 1988-10, страница 31

Техника - молодёжи 1988-10, страница 31

чтобы прикрыть брешь, правда, в этом случае в бой вступает сам полководец и мы теряем контроль над обстановкой. Бой начинает наш передовой полк из лучников и арбалетчиков с запасом стрел на один час. Их задача — нанести за это время противнику максимальные потери. Через час стрелы кончаются, и в дальнейшем бою они не участвуют. Засаду можно ставить позади любого полка, однако, поскольку реально ее расположение зависит от местности, играть более интересно, когда она на левом фланге, так как до приведения ее в действие остальным полкам надо продержаться хотя бы час.

00.ИП1

18. ПЗ

56.ИП9

54.0

72.КИП8 90.БП

01.ИП5

адга

37,-

55.П0

75. КПЗ

91.12

02. А

20./-/

38 FV"

56. С/п

74.С/п

92 4

05.x

21. П8

39 КИП8

57. МГЦ

75. П4

93.КС4

(Н-КПП7

22-ИП1

40 ИП5

58.КИП8 76 КИП8 94 Fxa

05. П1

25.КИП8

41.КПП7

59.ИП6

77.+

95F&1

06.Fr

24КПП7 42.КП8

60. е.

78.Fx>,o

96./-/

07. ИП1

25. П1

41Fx<o

64. *

79.66

97. РГ

08.ИП5

26.ИП4

44.6S

62.к

80. ИПА

98.x

09.КПП7

27.ИП5

45ИП5

65. БП

81.ИП4

99. И

Ю.ркю

28.-

46. N

64.24

82.-

А0.+

«.47

29Fx»o 47. -

65. ИПА

83. Fx»o

А1.КЫ

42.КИП6

50.55

48. Fx о

66.ИП8

84.72

А2.П4

15.ИП1

М.КИП2 49 65

67. БП

85. ПА

АЪ.~

14.ИП2

52/S

50.ИГ10

68.74

86."Э

А4. б/о

15.+

55. БП

51.Fx#o

69. ИПА

87.КП8

16. П5

34.27

52.65"

70.Fx»o B8.FL5

17. МП9

35.ИП2.

53.КП8

7-1.88

89.49

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИСТРОВ.

А — наш резерв и командный пункт. В — полк № 1 (центральный). С — полк № 2 (левой руки). Д — полк № 3 (правой руки). Е — полк № 4.

0 — засадный полк.

1 — войска ПМК.

2 — количество полков ПМК.

3 — наш передовой полк (потом номер

полка).

4 — потери и подкрепления.

5 — численность полка ПМК.

6 — время.

7 — адрес 92 (начало подпрограммы для

случайного процесса) или 99 (для детерминированного, при исследовании ситуации).

8 — косвенный адрес полка и символ по

ражения.

9 — количество действующих полков од

ной стороны.

ПРАВИЛА ИГРЫ

1. Ввести программу с соответствующими коэффициентами. 02.А — коэффициент эффективности действий передового полка. Зависит от его вооружения (луки, арбалеты, мушкеты) и защищенности противника. 46. N — номер полка, за которым располагается засада, обычно это единица. 60.В — коэффициент внезапности удара засады. Зависит от того, известно ли о ней противнику. В=0-^7. 99 И—коэффициент интенсивности сражения. И=2-^9.

2. Заполнить регистры А, В, С, Д, Е, О, 3, относящиеся к нашим войскам.

3. Войска ПМК П1 количество полков ПМК П2 П5 Сх П6 92 (или 99) П7 (для «свиньи» заполнение регистров несколько иное — см. Ледовое побоище). Число боевых полков П9.

4. В/О С/П.

5. При останове на индикаторе номер полка. Послать в него подкрепление из резерва — число со знаком+, либо изъять войска в резерв — отрицательное число. С/П. На индикаторе номер следующего полка и т. д. Если мы задали подкрепление с превышением резерва — на индикаторе вновь номер полка. Если приказ об отводе войск послан в полк с превышением его численности, полк (а следом и вся армия) капитулирует. На индикаторе отрицательное число, начинающееся с семи девяток, в регистре У — также отрицательное число. Поэтому надо быть внимательным при отдаче приказа.

6. Появление на индикаторе отрицательного числа, начинающегося семью девятками (на последнем месте — номер полка), означает, что соответствующий полк разбит. Спасти положение может резерв (он в регистре У). Нужно принять решение: прекратить сражение и спасти резерв или бросить его в образовавшуюся брешь (отдать после ХУ команду С/П). Если резерва хватит для прикрытия бреши, то сражение продолжается, хотя и без нашего контроля — полководец тоже сражается. Если резерва не хватит — на экране то же самое отрицательное число, в регистре У — тоже отрицательное. Мы потерпели поражение. В регистрах полков можно посмотреть количество попавших в плен.

7. Появление на индикаторе ЕГГОГ означает нашу победу. В регистре 1 количество пленных, в регистре 2 — число сдавшихся полков.

Кроме игры, данная программа может служить, правда крайне упрощенно, и для анализа сражений. При таком анализе случайности отсутствуют, поэтому вводим 99 П7. Рассмотрим некоторые наиболее известные сражения древности и средних веков, в которых стороны применяли разнообразную тактику. Необходимые данные взяты из Советской военной энциклопедии и Атласа офицера.

nrrai mow*

" О D'

O'OD'OOO"-

D» .

г

С/таущ

Фермопильское сражение, 480 г. до н. э. Несмотря на подавляющее превосходство персов, сражается лишь малая часть их войск. Задача греков — продержаться как можно дольше и нанести врагу максимальные потери. Коэффициенты А, В, N — любые, И=9.

100 ООО П1 100 П2 -f- П5 1 П9 5000 ПВ Сх ПО ПА ПС ПД ПЕ ПЗ П6. В/0 С/П. Греки продержатся 49 часов. Персов останется 86 300.

ФИВЪНЦЫ эплминонл
7S0Q*en.

RA №

ЙС

R3

rS^=n/50D 4м Ф

Г 11 В_! Г

СПАРТАНЦЫ НОООчШл.

Битва при Левктрах, 371 г. до н. э. Сосредоточив основные силы на левом фланге, Эпаминонд прорвал фронт спартанцев до того, как те прорвали его ослабленный фронт в центре и справа. А=2, И=2. 11 000 П1 4 П2 П9 -f- П5 1500 ПЗ 100 ПВ ПС ПД 5700 ПЕ Сх ПО ПА П6. В/0 С/П (ЕГГОГ). 6650 пленных.

РИМЛЯНЕ 69000чшл

ГАСЛРУБЛЛ ПШЛЫ

Ганнибал SOOOO-u.

глннон

ГРЕКИ ОООил.

Битва при Каннах, 216 г. до н. э. Это сражение не столько творение Ганнибала, сколько результат неправильной тактики Эмилия Павла, решившего сокрушить врага в центре, но не подумавшего о флангах. Поэтому в роли Ганнибала — ПМК. А=4, И=4, N и В —любые. 50 000 П1 3 П2 П9 П5 Сх П6 ПО ПЕ 1 ПА 55 000 ПС 4000 ПД 2000 ПВ 8000 ПЗ. В/0С/П (3). Левый фланг римлян устоял: ХУ (334). Сх С/П (2). Центр не прорвал оборону Ганнибала. Сх С/П (—99999991). Правый фланг римлян смят. 51 668 человек в окружении (51 334+ 334).

Ледовое побоище, 1242 г. Рыцари, построившись «свиньей», наносят удар. И=4, В=4, N= 1. 12 000 П1 П5 3 П2 П9 5000 ПВ 4000 ПС ПД 2000 ПО Сх П6 1 ПА БП 18 С/П. Рыцари всей силой наносят удар по центральному полку (1, У=

ejwanMHUbioc mji