Техника - молодёжи 1988-10, страница 40

Техника - молодёжи 1988-10, страница 40

л

ЯШИ

шиш»

«

Идеи, проекты, размышления Доклад № 94

Олег ЧЕРЕПАНОВ,

инженер

Об инертности и инерции

Опираясь на достижения Кеплера и Галилея, Исаак Ньютон синтезировал картину мироздания, которой мы восхищаемся вот уже триста лет. Мысль творца первой механической модели тяготения была простой, а подкреплявшая ее математика — убедительной. «Тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующая сила не выведет его из этого состояния». И вот мы уже представляем себе шарик, без трения катящийся по плоскости. Путь шарика прям, а движение равномерное. Но если невидимую нить, привязанную к пробной массе, закрепить на плоскости, то однажды эта нить натянется и шар, прервав свое инерциальное движение, станет обегать гвоздь по окружности. Перережем нить, и наш шарик снова будет двигаться по прямой.

Хрестоматийный опыт с камнем, что раскручивают на веревке, хорошо иллюстрирует Ньютонову теорию гелиоцентрических вращений. Невидимая нить — сила тяготения — привязывает любой из спутников Солнца к единому центру и не дает их инертным массам спрямить вынужденные криволинейные движения. Ньютон математизировал эту модель, наблюдения ее хорошо подтвердили, и она по праву получила звание теории.

Но... подвел перигелий Меркурия. Его поведение было ненормальным, Он вращался не совсем так, как дозволяла силовая теория. И классическая механика уступила область сильных полей тяготения и высоких скоростей своей молодой сопернице — общей теории относительности.

ственно-временного континуума. Образно говоря, массивный гвоздь, вбитый в воображаемую плоскость, так прогибает ее, что пробный шарик бегает в образовавшейся воронке, нисколько не натягивая нить, связывающую его со шляпкой гвоздя.

Но истина, возможно, избрала себе равную дистанцию и от силовой трактовки гравитации, и от релятивистской идеи о геометрических свойствах тяготения. Ведь уже не раз терялась она в круговерти многочисленных гипотез, мнений и теорий. И тогда на помощь ей приходили упрямые факты-

Альберт Эйнштейн объяснил гравитацию даже проще, чем Ньютон. Он перерезал невидимые силовые связи между космическими массами и провозгласил, что любая из них перемещается в своеобразно деформированном пространстве-времени. По новой модели путь небесного тела определялся уже не силой тяготения, а некой колеей, именуемой геодезической линией искривленного простран

Как выглядит ртуть, налитая в стеклянную колбу, нам известно. Но как она поведет себя в инер-циальном движении, находясь, например, в межзвездном космическом корабле, летящем в далеком космосе с выключенными двигателями?

В космической невесомости при отсутствии внешних сил жидкий металл соберется в шарик, который зависнет внутри колбы без движения. Правда, ртуть принимает шарообразную форму не только в «бессиловом» (инерциальном) состоянии. Она отрывается от дна сосуда и собирается в невесомую сферу и тогда, когда колба свободно падает в поле тяжести. Так что и в лаборатории, равномерно набирающей движение к центру Земли, ртуть обретает ту же самую форму. И по виду металлической