Техника - молодёжи 1989-05, страница 7

Техника - молодёжи 1989-05, страница 7

Слово— специалистам

Еще в 1980 году на совещании «Методы оценки безвредности и биологической ценности продуктов микробиологического синтеза», организованном АН СССР и Глав-микробиопромом при Совете Министров СССР, сотрудник ВНИИ физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных Ю Соколов убедительно показал отрицательное действие БВК на животных. К сожалению, доклад не опубликовали. Он попал в «зону молчания»...

Читателям «ТМ» не лишним будет знать, что в белках животного происхождения обнаружены только аминокислоты, принадлежащие по стереохимической конфигурации к L-ряду. В микроорганизмах же, грибах и некоторых антибиотиках присутствуют аминокислоты D-ря-да. Физиологическое значение и обмен L- и D-аминокислот различны. Полагают, что аминокислоты D-ряда или совсем не усваиваются животными и человеком, или же усваиваются плохо, так как ферментные системы животных тканей специфически приспособлены к метаболизации L-аминокислот.

В доступной литературе я не встретил данных о стереохимии аминокислот, входящих в состав БВК. Если он состоит из L-аминокислот, то его использование в качестве корма для животных — ужасающая нелепость. В известных мне биохимических лабораториях СССР нет методик по определению D-аминокислот.

И. ТЮНЬКОВ, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии и биохимии сельскохозяйственных животных Новосибирского сел ьхози нститута

Хотелось бы попытаться дать окончательный ответ на один из поставленных в журнале вопросов. Речь идет о возможности использования дрожжей рода Канднда, называемых по-иному БВК, в промышленности.

В июле 1988 года в Пастеровском институте в Париже состоялось заседание комиссии по биотехнологии Международного общества теоретической и прикладной химии. Приведу перевод одного из пунктов решений комиссии: «Мнение, что дрожжи рода Кандида никоим образом нельзя использовать

в биотехнологии, нельзя считать обоснованным. Известно, что некоторые штаммы Кандида являются патогенными, а другие — непатогенными. Последние могут использоваться в технологических процессах, а также в качестве пищи человека и корма животных, разумеется, после проверки по соответствующим правилам».

Полагаю, что международной научной организации можно отвести роль третейского судьн в дебатах, которые активно ведутся сегодня на страницах периодической прессы

Хочу отметить, что кандидат биологических наук С. Рылкин, выступающий против использования дрожжей рода Кандида в биотехнологии и процитированный в вашем журнале, работает в отделе, которым руковожу я. Что касается затронутого вопроса, наши мнения с Рылкиным противоположны. Это не мешает, однако, нам вместе плодотворно работать. Недавно состоялись выборы заведующего отделом. Первым, кто предложил мою кандидатуру и начал меня горячо поддерживать, был С. Рылкин.

В. ЕРОШИН, доктор биологических наук, профессор Института биохимии

и физиологии микроорганизмов, г. П у щ н н о Московской обл.

Свидетельствуют пострадавшие

Я не могу^ молчать! Моя жена Любовь Васильевна Шперкович и ее напарница Екатерина Михайловна Хузиханова получили тяжелое отравление промстоками завода БВК 10 апреля 1985 года. Да и практически все рабочие в цеху хронически отравлены. Постоянные головные боли, непроходящая усталость, болезни, прерывание беременности — вот удел женщин, работающих там.

Хорошо понимаю отца умершего в г. Кирнши ребенка. Обезумевший от горя человек хотел убить директора завода, производящего белок-аллерген. Я тоже был близок к этому.

3. ШПЕРКОВИЧ, г. Очаков Николаевской

обл.

Нужны или нет нам заводы БВК?

Если этот вопрос задать жите

лям Кременчуга, то ждать ответа они не заставят, и ответ будет, я больше чем уверен, вполне однозначным — нет.

Хочу высказать свое мнение по поводу опубликованной в журнале выдержки из отчета, составленного доктором медицинских наук С. Погорельской.

Подобный отчет мог составить человек, который никогда не дышал выбросами завода БВК, человек, у которого серо-желтый дым не вызывал кашель. И по-моему, сравнивать выбросы таких предприятий, как КрАЗ и завод по производству БВК — неправомерно. Важно не то, сколько выбросов производится на том или другом, а насколько они вредны для людей. Кстати, завод по производству БВК расположен в северной части города, и ветер преобладает у нас северный. Так что практически вся белковая пыль идет на жилые дома.

А. ТОПКИЙ, г. Кременчуг Полтавской обл.

А имеет ли смысл писать?

Сейчас, пожалуй, скандальной информацией уже никого не удивишь. В газетах, журналах, на радио, по телевидению моря, даже океаны слов. Ну и что? Какой от всего этого толк? Понадобилось страшное землетрясение, чтобы Армянскую АЭС наконец закрыли.

А тут белок... Что бы ни писали, ни говорили, но пока тем, кто его производит, выгодно травить нас (они получают за это зарплату, премии, награды, знамена), ничего не изменится. Им абсолютно напле вать, что мы о них думаем и что вообще творится вокруг. И никакими статьями нх не прошибешь. К совести тут взывать бесполезно. У них всегда найдутся «специалисты», которые подтвердят абсолютную правоту, безвредность и необходимость их продукции для народного хозяйства.

У моей дочки за два с половиной года уже было три бронхита, а с конца августа оба ребенка почти беспрерывно болеют, хотя родились и первое время были вполне здоровыми и крепкими. И у всех моих знакомых то же самое творится...

М. ВОВК, г. Днепропетровск

О X

ГП

5