Техника - молодёжи 1989-10, страница 8

Техника - молодёжи 1989-10, страница 8

ьс <D m О

<D 3-

О m i-u X Ю

a h-u О

a с

v..

Артур ГИЛБЕРТ (США). Фобос. Лазерный эксперимент.

А. СОКОЛОВ (Москва). Арал можно спасти? (на 1-й стр. обложки).

Москва): Существенно, что вкладывается в понятие «космизм». Для западноевропейской школы — это сверхчеловеческое начало, которое позволяет «преодолеть» человека, достичь «надчеловеческого» состояния. Понятие «космизм» изымалось из общего контекста. Если оворить о роли в этом космической науки, то нужно уточнить вопрос: какова нравственная основа научного мышления? Еслн же художник, ученый, приходят с «космической» точки зрения к «чистому искусству» или если это делает научная школа, не считаясь с практикой, то возникает типичная «космическая» утопия. В итоге мы получили в 30-х годах «тоталитарную» науку, искусство, политику. На мой взгляд утопизм гибелен. Надо отделить космическое, планетарное мышление от утопического. Я первый протягиваю руку людям реального, подлинно космического мышления, будь то ученый или крестьянин.

О)

a

со

Наука, космос, гуманизм

В столичном Центральном Доме художника собирались за «круглым столом» представители научной и культурной общественности СССР, США и Канады. Встреча, организованная Сою зом художников СССР и Всесоюзным творческим объединением молодых писателей-фантастов при издательстве «Молодая гвардия», проходила в рамках культурной программы международной выставки «Звездная дорога человечества» (см. «ТМ» № 2 за этот год), представлявшей ведущих художников космического жанра. Основной темой стала проблема гуманизации науки и освоения космоса, ей сопутствовали вопросы художественного прогнозирования будущего, «космизации» человеческой культуры. Ведущий — московский писатель-фантаст Юрий Медведев — сразу же предложил собравшимся стиль острой полемики и живого об мена мнениями.

Предлагаем читателям «ТМ» фрагменты дискуссии в записи нашего специального корреспондента.

Ю. МЕДВЕДЕВ: Думаю, главное, что нас сюда привело,— это ответственность за сегодняшнее состояние духовности на Земле. Считаю, что наука, рациональное мышление привели чело-веч ;ство на край гибели. Чернобыль, гибель «Челленджера», СПИД — все это результат чисто рационального отношения к цивилизации. Спасение сейчас может быть от решений иррациональных, возможно, только они помогут выжить в наших условиях. Обращаясь к событиям двухтысячелетней давности, мы

вспоминаем, как Христос воскликнул: «Господи, да минует Меня чаша сия!» Сейчас человечество говорит нашим творцам, возможно, поставившим «опыт» над нами: «Да минует нас чаша сия!» Будет несправедливо, если Земля будет распята на кресте атомной войны, навсегда исчезнет, как оазис разума и жизни во Вселенной.

С. КАРА-МУРЗА (доктор химических наук, Москва): Хочу возразить. Нельзя преувеличивать возможности, да и ответственность собственно науки. Многие кризисы цивилизации были порождены общим падением духовности. Только соединенная с очень сильной и высоконравственной духовностью наука могла бы улучшить положение дел.

Ю. ГЛАЗКОВ (летчик ко монавт СССР, Москва): Хотел бы подчеркнуть следующее: человек должен понять свою роль на Земле. И понять свое место во Вселенной. Только еслн это будет осознано, человечество поймет свое предназначение, овладеет будущим, а не лишится его. Вспоминаю слова американских астронавтов, которые сказали, что улетали на Луну безродными космическими дикарями, а вернулись назад людьми, землянами. Еслн бы все люди Земли могли посмотреть на нее из космоса, ни у кого не возникла бы мысль ее разрушать. Когда мы будем воспринимать Вселенную средой, которая родила нас, а Землю — родиной, которая нас взрастила, все встанет на свои места. В этом суть космнчности» сознания, как я ее понимаю.

В. КЛЕНОВ (историк культуры,

В. СЕРГЕЕВ (кандидат физико-математических наук, Москва): Мы говорим о космизме, но должны задать себе вопрос, что это такое. В оппозиции рационализм-иррационализм несколько забывается, что формы познания разнообразны. Искусство создает некоторые предварительные формы овладения миром формы знания. В этом его огромное значение, как части глобального мышления. Чисто человеческие духовные проблемы вообще не могут быть предметом научного познания: система человеческих ценностей не есть научное знание, это продукт культуры. Но без них не может быть научного знания, ученые должны вести свою деятельность по осмыслению и преобразованию мира, только исходя из общечеловеческих ценностей...

К. ЗАТМАРИ (Канада). В поисках рая.

8