Техника - молодёжи 1989-12, страница 28ф m О с; <D ГГ 0 ю ь-и 1 а Ь- и о Q. С г о а CQ Несколько строк из поэтического эпоса Америки — книги Уолта Уитмена «Листья травы» — лучше пространных искусствоведческих толкований помогут нам заглянуть в сложный и богатый внутренний мир художницы из США Жаклин Сорас: Земля,— разве этого мало? Мне не нужно, чтобы звезды спустились хоть чуточку ниже, Я знаю, им и там хорошо, где сейчас, Я знаю, их довольно для тех, Кто и сам из звездных миров... С ее творчеством мы познакомились на советско-американской выставке «Звездный путь человечества», проходившей в Москве. Среди изрядного количества добротных, вполне научно обоснованных, но скучноватых работ (своеобразных иллюстраций к современным научно-техническим разработкам) ее полотна привлекали выразительной цветовой символикой и каким-то «неземным», струящимся сквозь слои краски светом. Возникли ассоциации с замечательным искусством американки Колумбии Кребс, ее пронизывающими цветовыми первостихиями мира («Космические вихри», 50-е годы). А еще в сознании всплыло наполненное тихим, но поистине «всеохватывающим» лиризмом полотно Джорджии О'Кифф «Небо над облаками» (1963). Жаклин Сорас работает в одном из центров аэрокосмических исследований НАСА. Можно, конечно, объяснить характер ее творчества чисто женской эмоциональностью, подавляющей научно-фантастическую заданность тематики. Но не будем спешить. Жаклин родилась в Греции. Когда ей было 14 лет, семья переехала за океан. Редкое разнообразие интересов и способностей проявилось у нее рано: она занималась изобразительным искусством, и изучала биологию в университете Канзас-Сити. Уже тогда студентка успешно выполнила ряд заказов, продемонстрировав владение разной техникой — от акварели до масла — и жанрами — от пейзажа до портрета. Девушка смело взялась за реставрацию и роспись, в строгом византийском стиле, православных церквей в городах Канзас-Сити и Сент-Луисе. После окончания университета Жаклин уехала в Европу и несколь *Звезды стремятся туда, куда ангелы страшатся ступить». Галактический свет искусства ко лет вела жизнь свободной художницы и фотографа. Освоила искусство художника-декоратора по интерьерам, затем работала графиком в отделах информации и общественных связей в системе ВВС США — то в Афинах, то в Фер-бенксе на Аляске... Еще раз решительно сменив место жительства и регистр своих, оказавшихся столь широкими, способностей, Сорас поступила на работу по контракту в Лабораторию реактивного движения (г. Пасадена). Здесь в феврале 1986 года состоялась первая выставка ее живописных полотен. По словам самой художницы, «они были навеяны образами Вселенной, увиденными с помощью телескопа, или созданы на основе научных данных, полученных из космоса». С тех пор Сорас регулярно участвует в выставках. За последние четыре года ее произведения были показаны почти в 20 экспозициях — в городах Калифорнии и Флориды, в Англии, Швейцарии и СССР. Ее персональные выставки состоялись в Нью-Йорке и Афинах. Стоит добавить, что она продолжала заниматься художественной фотографией. В Пасадене имеется даже постоянная выставка ее фоторабот. Публикуя в «ТМ» несколько слайдов, любезно присланных и прокомментированных автором, хочется еще раз подчеркнуть, что источниками вдохновения для Сорас в равной мере служат художественное воображение и профессиональное знакомство с новейшими космическими исследованиями. Быть может, это сочетание научных и художественных начал и привлекает в ее произведениях? Картина «Странствующие планетоиды», по замечанию автора, воплощает «художественные впечатления от наблюдения пояса астероидов, движущихся между Марсом и Юпитером». Кавалькада вращающихся космических тел диаметром от километра до ста предстает как нечто знакомое, подобно веренице пестрых автомобилей на магистрали. Другая работа — «Сотворение Вселенной»—устремлена в архаику древних космогонических мифов. Шаманские бубны североамериканских индейцев, глиняные «книги» Шумера, старинные русские лубки запечатлели представления о «круге небес» и о «бра 26
|