Техника - молодёжи 1990-01, страница 22

Техника - молодёжи 1990-01, страница 22

зы, мужчины молчаливы. В центре насыпанный участниками 4-й международной экспедиции холм над могилой неизвестных соотечественников. Открывается вахта памяти в честь павших во второй мировой войне. А днем раньше с катера одесской морской школы и пограничного сторожевика в море опустили венки, советский и польский аквалангисты отвели их к буям, поставленным над судном, в трюмах которого нацисты везли пленных...

Тогда, в сорок четвертом...

Рассказывает руководитель международных поисковых экспедиций, писатель Василий ЗАХАР-ЧЕНКО.

Руины разрушенного завода производят неизгладимое впечатление Титанические глыбы многоэтажных зданий, испещренные оспинами от бомбовых осколков, висящие в воздухе на арматурных нитях плиты перекрытий, груды развалин, словно карточные домики, бетонных стен.

А под ними — залитые водой подземелья, простирающиеся, как рассказывают, на несколько этажей в глубь земли. И все это вот уже почти полвека отдано дикой природе, бросившей на штурм развалин полчища растений. В буйном зеленом хаосе — серые куски бетона, красноватые всплески ажурных конструкций, тусклые зеркальные просветы застоялой, гнилой воды.

— Вот все, что осталось со времен войны от гитлеровских заво-

В обломках Б-17 нашли и этот пластмассовый подшлемник.

<1

" ?

дов искусственного горючего, — говорит мэр города Полис Ян Во-ляновский. Даже наш завод химических удобрений мы были вынуждены воздвигать в 60-е годы в стороне.

Когда-то нацисты делали решающую ставку на «Гидроверке», комбинат синтетического бензина. Его строили под Полисом заключенные семи концентрационных лагерей, куда были согнаны со всей Европы и гражданские и военнопленные. В 3 км от завода на поставленном на прикол бывшем лайнере «Бремерхафен» также устроили концлагерь, где томились тысячи людей. А всего на «Гидроверке», крупнейшем из 12 химических заводов, работало около 30 тыс. заключенных. Это против них нацисты возвели на территории завода бетонные башни и доты с амбразурами. Они-то сохранились, их не могли разрушить даже бомбовые налеты.

Когда же завод был уничтожен?

— Это произошло фактически за два дня, 28 и 29 мая 1944 года. Анг-ло-американская авиация бросила на него сотни «ланкастеров» и «летающих крепостей», не спас завод и маскировочный макет, устроенный в 4 км, в Ново-Яшенице. На картах летчиков были четко отмечены заводские сооружения, военные объекты и черными кружками — концентрационные лагеря.

Частица этой операции попала в сферу деятельности 5-й советско-польской экспедиции аквалангистов, занимающихся поиском реликвий второй мировой войны. Теперь нашей целью стало озеро Солец, расположенное недалеко от Полиса, на границе с ГДР. Об упавшем в него английском самолете нам сообщил майор Поморской бригады пограничников Ежи Евтушко, пятнадцать лет прослуживший здесь начальником заставы.

Познакомлю вас со свидетельницей его падения, пообещал он. Думаю, найти ее нетрудно.

В замке Стольценбург, на заставе, мы встретились с Валли Малиновски, работницей совхоза. В 1944 году она была школьницей.

— Мы шли на уроки, когда часов в 12 объявили воздушную тревогу,— вспоминает Малиновски. Всех ребят загнали в погреб,

Все, что подняли с огромного бомбардировщика, сложили на пристанях.

а я спряталась на берегу, в кустах. Неожиданно над озером появился дымящийся самолет, видимо, искавший место для посадки. Два летчика выпрыгнули с парашютами, а машина упала в озеро. Рассказывали, что немцы схватили их, а самолет пытались вытащить, но он крепко засел в ил.

- Но почему «английский»? перебивает Борис Вашкевич. Англичане не летали днем, только ночью, а американцы на своих «летающих крепостях» ходили на бомбежки днем, даже без истребительного прикрытия.

Таким образом, перед нами возникло несколько вопросов - в каком месте покоится самолет, чей он, кто погиб тогда и как сложились судьбы уцелевших летчиков. В составе экспедиции были опытные подводники. Войско Польское предоставило нам специалиста с магнитометром. Он-то и нащупал машину на второй день работы, а Григорий Красиков с Яном Миров-ским нащупали (теперь уже в буквальном смысле) в толще ила фюзеляж.