Техника - молодёжи 1990-02, страница 9генераторы» действуют вразнобой, несогласованно. В упорядоченном же когерентном свете, казалось бы, все должно быть строже и эффекты просто обязаны поддаваться математическому прогнозированию. Но каждый раз, работая с лазерами, поражаешься, откуда тот или иной эффект? Ну кто бы мог подумать, что роскошный, с тончайшим узором одуванчик на экране Ужгородского лазерного театра получен лучом, прошедшим сквозь матовый рассеиватель, сетку с мелкими отверстиями и большую прожекторную линзу? Впрочем, ко всем таким фокусам когерентного света можно привыкнуть. И тогда знание и опыт плюс терпение и осторожность становятся надежными инструментами светохудожника. Но есть в искусстве когерентного света область, где все предсказуемо, зато чудесного и фантастического, увы, меньше. Это лазерная графика. Ее предшественники — огонек сигареты, описывающий при быстром движении в темноте сплошную линию, или, например, кривые, вычерчиваемые осциллографом. Это хорошо знакомо тем, кому приходилось часами просиживать у его зеленого экрана, рисуя электронным лучом причудливые фигуры Лиссажу. А теперь представьте себе, что такие же манипуляции можно совершать и узким лазерным лучом. Вот когда пришлось вспомнить о забытом электромеханическом осциллографе! Простейший вариант: маленькое легкое зеркальце заставляют колебаться одновременно между двумя перекрестно расположенными парами электрических катушек, на которые подаются усиленные сигналы с входов осциллографа. Добиваться отрабатывания больших частот и линейности характеристик такого «осциллографа» трудно. И поэтому, подавая, например, на входы сигналы одной частоты и одинаковой амплитуды, можно получить на экране вместо ожидаемого круга... загогулину. Сколько таких причудливых загогулин пришлось повидать на импровизированных лазерных «концертах» и у нас, и в зарубежных видеозаписях. Но так было вначале Теперь научились рисовать, точно и уверенно, весьма сложные узоры, порой с модуляцией луча по яркости — отсюда пунктиры в прихотливейших фигурах Лиссажу (см. фото). Совместив такое развертывающее устройство с компьютером, можно чертить лучом знаки, буквы. Так, ленинградский инженер Д. Миха-левский на международной выставке «Оптика-87» в Москве нарисовал лазером портрет Гагарина, а в прошлом году, во время исламского праздника в Казани, он же написал на поле стадиона при исполнении татарской рок-оперы «Маг-да» священные слова «Аллахи-ак-бар», причем арабской вязью. Что нужно светохудожнику, то лазер и напишет. А если у него мощный компьютер, работа предельно упрощается — он рисует на экране дисплея световым пером, не исключено, что и по мультипликационным фазам, закладывает картинки в блок памяти и воспроизводит их затем в нужной последовательности и с нужной скоростью. Так можно заставить нарисованную жар-птицу махать крыльями — по известным принципам киномультипликации. Кроме того, в память ЭВМ изначально заложены десятки красивейших фигур Лиссажу, которые выводятся на лазерный экран в любых комбинациях нажатием кнопки. Тем не менее составлять программу для компьютерного управления лучом — дело кропотливое, особенно если работать, положим, с нашими БК-0010. Фирм, выпускающих устройство лазерной графики, на Западе уже много. Некоторые из них сами готовят и художественные программы. Наибольшей известностью пользуется американская фирма Image Ingineering. Ее руководитель Ай-вен Драйер первым начал прово дить световые шоу (лазериумы) в планетариях. Сейчас такие концерты стали весьма популярными в США, Канаде, Англии, Японии, других странах. Интересные находки и идеи есть и у наших специалистов. Например, у москвича В. Разина, засветившего фестивальную ромашку на облаках, у М. Шпизеля, работающего с лазерами на сцеие столичного Театра имени Вахтангова, у В. Ше-метуна из Львова, сконструировавшего универсальный лазерный комплекс, у Д. Фридмана и М. Со-ляника, руководителей ужгородских лазерных театров (в этом городе их уже два!). Каждый из этих людей отдал искусству когерентного света многие годы и, наверное, вправе считать себя настоящим «лазеристом». Кстати, в США уже выходит журнал, который так и называется — «The Lase-rist», правда, тоненький и малым тиражом — ведь подлинных лазерных художников пока ие так уж много. * * * Искусство когерентного света еще только раскрывает свои возможности. И если супермощные лазеры станут использоваться не для «звездных войн», то — кто знает? — не осуществится ли фантастическая идея русского композитора Скрябина о «вселенской мистерии», грандиозном космическом празднике синтетического искусства, уже в нынешнем тысячелетии. 7 ! |