Техника - молодёжи 1990-02, страница 7Луч-художник, или Еще одна профессия лазера В конце прошлого года в столице Татарии прошел научно-практический семинар «Светомузыка на кино- и телеэкране». Он был организован СКВ «Прометей» Казанского авиационного института, ЦК BJIKCM, творческими организациями Татарии. В работе семинара приняла участие группа сотрудников «ТМ». «Прометеевские чтения», которые проводятся регулярно в течение последних лет, собрали энтузиастов со всей страны и из-за рубежа. Состоялся заинтересованный разговор о проблемах развития этого оригинального жанра, была показана обширная программа кино- и видеофильмов. Обсуждены планы участия отечественных специалистов в области светомузыки в советско-американской выставке кинетического искусства, которую намечено провести летом этого года в Киеве, Москве и Ленинграде, а осенью — в США. Журнал одним из первых рассказал о новаторских разработках казанского СКВ «Прометей» (№ 12 за 1967 год, № 7 за 1969 год, №4 за 1973 год, № 10 за 1979 год). Возвращаясь к этой интереснейшей теме, вновь предоставляем слово бессменному руководителю «прометеевцев», нашему давнему автору Булату Махмудовичу Галееву. Булат ГАЛЕЕВ, доктор философских наук, руководитель СКВ «Прометей» Казанского авиационного института Искусство в век науки Когда несколько лет назад, на подступах к пресловутой программе СОИ, телевидение США показывало испытания лазерного оружия, ослепительные зеленые сполохи совместили с мощными аккордами «Торжественной увертюры «1812» Чайковского. Лазерная светомузыка в космосе?! Конечно, сам по себе лазер — не воин и не художник. Для тех, кто забыл, напомним, что это источник света, у которого излучение, индуцированное внешним энергетическим воздействием, в отличие от обычного света, когерентно—то есть согласовано по фазе и направлению. С этими свойствами связана монохроматичность излучения и возможность концентрации его в узкий луч. Лазер в искусстве обычно свя зывают с голографической съемкой. Но самостоятельным изобразительным жанром ее назвать нельзя — ведь речь идет чаще всего о копировании художественных объектов. Это скорее современный способ демонстрации ценных музейных экспонатов, создающий иллюзию их объемности (шапки Мономаха, например), удобный еще и тем, что подобных бесплотных копий можно иметь сколько угодно много — хоть в каждой школе по собственному Алмазному фонду! До этого, правда, еще не дошло, но изготовить сносную голограмму теперь под силу даже студентам в вузовской лаборатории. Музеи, стационарные и передвижные выставки голограмм есть теперь и у нас в стране, и за рубежом. Но настоящим произведением искусства голограмма становится, лишь когда реализует образ, который невозможно воплотить другими художественными средствами. К сожалению, такими работами нас пока, увы, не балуют А между тем во многих странах давно выходят альбомы и журналы, созданы общества голографического искусства, проводятся конкурсы. Даже Сальвадор Дали, оказывается, успел испробовать себя в столь экзотической области. Тех, кто интересуется этой темой, отсылаем к великолепной книге М. Уиньона «Знакомство с голографией», вышедшей в издательстве «Мир» в 1980 году. Наш же рассказ о лазере, работающем в режиме «фонаря» — со 100%-ной чистотой цвета и очень ярким узким лучом. Обычно это газовый лазер непрерывного действия. Он рождает броские, запоминающиеся эффекты — в ярком луче воздух как бы светится (на самом деле это пылинки или искусственный дым) Именно так над стадионом в Сеуле во время последней Олимпиады поднялся лазерный шатер (см. 1-ю стр. обложки). А популярная певица во время исполнения песни играет лучом словно струной... Если же пустить луч между множеством зеркал, развешанных в зале, все его пространство заполнится паутиной стремительных линий. Представьте теперь, что небольшое зеркальце вращается под углом к своей оси. Попав на него, луч опишет в воздухе, над головами зрителей, идеальный по форме конус. Подобные трюки весьма популярны на эстраде, но использо- 5
|