Техника - молодёжи 1990-02, страница 8вать их позволяют пока лишь профессиональным коллективам, при наличии специального разрешения на каждый спектакль. И это вовсе не перестраховка пожарных, как думают некоторые легкомысленные экспериментаторы. Чтобы повредить глаз, достаточно порой даже не прямого попадания луча, а како-го-нибудь его отблеска от полированного предмета. Опасных свойств лишена рир-проекция лазерных эффектов на просветный экран. Даже отдельная точка экрана привлекает своим необычным мерцанием (специалисты называют это возбуждение световых вспышек сцинтилляцией). Световое пятно имеет своеобраз- Такие феерические картины можно наблюдать во время грандиозных светомузыкальных шоу, организуемых некоторыми американскими фирмами, выпускающими устройства лазерной графики. ную подвижно-зернистую структуру, похожую на марево. Она образуется за счет известных нам со школы дифракции и интерференции света при отражении от экрана. Поместим на пути луча любой материал с оптически неоднородной структурой — рифленые стекла, слой прозрачной жидкости, нагреваемый газ. Тонкий лучик рассеивается, по-разному преломляясь на этих неоднородностях, а так как свет здесь когерентный, проецируемые фигуры окажутся с очень сложной полосато-волокнистой фактурой, объясняемой все теми же явлениями. Первое сенсационное использование подобного приема в искусстве связано с именем режиссера И. Свободы, поставившего в Мюнхене оперу Моцарта «Волшебная флейта» («ТМ», № 12 за 1971 год). Примерно в то же время начались лазерные светоконцерты в московской студии электронной музыки при музее А. Н. Скрябина. Специалисты знают, что достаточно направить луч оптического квантового генератора на обычный осколок стекла, как на потолке или стене появятся «космические» образы, которые причудливо меняются от малейшего движения руки, держащей стеклышко. Кусочек хрусталя, пластмассы, тонкий слой силикатного клея на пластинке — все они дают удивительные эффекты. Нап ример, пространство за кулисами Ужгородского лазерного театра напоминает... посудную лавку после посещения слона! Нечто похожее можно видеть и в лазерной студии города Брно в Чехословакии. И специалисты фирмы «Сименс», помогавшие разработать световые эффекты для мюнхенской постановки Моцарта, двигали в луче, хотя и дистанционно, с пульта, те же рифленые стекла, правда, специально отлитые и отформованные. В основе всех вышеперечисленных эффектов — метод «случайной фазовой модуляции». А если исключить элемент случайности? Инженер А. Михненко из Москвы предлагает наносить найденные эмпирическим путем рифления на прозрачный диск (словно на граммофонный, по спирали) и «проигрывать» ее лазерным лучом на просвет. Для светового сопровождения каждого музыкального произведения, разумеется, понадобится своя пластинка. Согласитесь, мысль неплохая — интересно, реализовал ли ее кто-нибудь? Ближе всего к этому подошел талантливый московский светоху-дожник и инженер С. Зорин. Усложнив лазерный блок прибора, он свел в один пучок разные лучи и, пропуская их через тщательно подобранные формообразователи, получил уже многоцветные «космические» пейзажи. Один из вариантов лазерного проекта Зорина был опубликован в «ТМ» № 10 за 1979 год. (С другими подобными устройствами можно познакомиться в книге Б. Галеева, С. Зорина и Р. Сайфуллина «Светомузыкальные инструменты», выпущенной издательством «Радио и связь» в 1987 году.) Итак, «случайная фазовая модуляция». Случайная? Теперь-то мы знаем, какие эффекты дают на экране линзы, призмы, дифракционные решетки, текущие жидкости, разные пластмассы, стекла, пленки. Знаем и выбираем то, что нам нужно. Где же тут случайность? Не станем же мы сетовать на скрипку, что она не звучит как труба. Нужна скрипка — берем смычок с туго натянутым конским волосом и водим им по высушенным овечьим жилам; нужен на экране «взрыв туманности Андромеды» — направляем лазер на зеркальную пленку, .покрытую слоем жидкой канифоли... А вообще здесь все для нас пока ново и странно. Мы привыкли к обычному свету, где все его «микро 6
|