Техника - молодёжи 1990-07, страница 43гало, что у бойца выработалась способность выбирать оптимальные комплексы движений, легко перестраиваться с одной системы на другую, что особенно важно при ведении поединка с несколькими соперниками. Для выработки указанных качеств в монастыре применялись специальные упражнения и тренажеры. Например, для отработки «прямоты воина» существовал вращающийся барабан, на котором укреплялось несколько палок. Монах наносил удар по одной, барабан приходил в движение и тут же отвечал «сопернику» ударом другой палки. Уклониться было невозможно. Чтобы выйти с честью из подобного испытания, удары и блоки должны были проводиться в полную силу, невзирая на опасность получить травму. Но самое серьезное было впереди, после 10 12 лет обучения. Вначале ученик проходил через «комнату радости и грусти», где его пытались вывести из состояния бесстрастности. В «комнате могущества» он демонстрировал свою силу, таская корзины с камнями, натягивая очень тугой лук, разбивая твердые предметы (подставки, на которых они лежали, были связаны с механизмами, приводящими в действие нож. вонзавшийся в руку, если ученик не успевал ее быстро отдернуть). В «комнате мрака» на ученика падало бревно, в него метали нож, в узком коридоре ему навстречу мчался огромный брус на колесах. Но самое серьезное испытание ожидало в «коридоре смерти» («ТМ» № 10 за 1988 год). Только пройдя все экзамены, можно было считать себя мастером. Позднее в рамках шаолиньской системы стали возникать новые школы, большинство из которых имели «звериные» окраски. Например, школа «Богомола». Легенда утверждает, что ее создателем был шаолиньский монах из числа самых неуспевающих и не мечтавший даже прой ти через «коридор смерти», но и мириться с положением вечно последнего не хотел. Однажды он увидел схватку кузнечика-богомола с цикадой. Движения кузнечика навели его на мысль отойти от традиционных монастырских систем. Втайне ото всех он освоил новую манеру ведения боя и в спаринге победил одного из самых сильных монастырских бойцов. Примерно такая же легенда повествует и о рождении школы «Цапли». Один из монахов Шаолиня стал свидетелем нападения обезьяны на белую цаплю Цапля не пыталась улететь, она нанесла обезьяне удар одним крылом, перевалилась с ноги на ногу и ударила другим, после чего клюнула ошеломленного противника в глаз. Восхищенный мастер положил движение птицы в основу новой школы. Однако и обезьяна не осталась без внимания последователей отца Цзяо. В XVI веке появилась школа «Обезьяны». Идеи подавала не только природа. Наблюдения за поведением подвыпившего человека натолкнуло мастеров у-шу на создание школы «Пьяницы», техника которой оказалась сильна своей непредсказуемостью. Или взять школу «Буддийских монахов» ее создание приписывается девушке, семья которой практиковала шаолиньскую систему. В детстве отец связывал ей руки, а всю работу по дому заставлял выполнять с помощью ног. Приобретенные навыки позволили ей создать новую технику, а приверженность к буддизму определила название. Примерно в XVI веке происходит размежевание у-шу на «внешние» и «внутренние» стили. По преданию, впервые это различие ввел даосский монах Чжань Саньфэн еще в XII веке. Он учил, что «внешние» стили базируются на развитии физических качеств, а «внутренние» на использовании жизненной энергии «ци». Но это разграничение в известной мере условно. В создании обоих стилей принимало участие множество мастеров, которые исходили прежде всего из собственного опыта, а не из отвлеченных философских и религиозных положений. В технике внутренней школы «Направленная воля» (Син и), возникшей в XVIII веке, преобладают вертикальные движения рук, что, по-видимому, и дало основание связать ее с «Обрушивающимися руками Юэ Фэя». Но исходные принципы здесь иные. Адепты этой школы считают, что энергия «ци» при таких движениях течет быстрее, а это делает удар энергетически более мощным. В школе выделены двенадцать «звериных» стилей. Обучаемый должен изучить их все, а потом следует специализация. В этом чувствуется влияние Цзяо Юаня. Тактика поединков наступательная. Вертикальные удары сминают защиту противника и лишают его маневренности. Сведения о школе «Восемь триграмм» (Ба-гуа) позволяют говорить о более позднем ее происхождении. Известно, что школа под таким названием существовала в одной из провинций Китая в XVIII веке. Особенностью школы «Восемь триграмм» является движение по кругу. При передвижении сначала вперед выносятся бедра, затем они возвращаются назад, а нога вбрасывается вперед. В результате тело совершает как бы колебательные движения. Движения рук следуют за движением бедер. В отличие от техники школы «Направленная воля» в школе «Восемь триграмм» руки двигаются чаще в iоризонтальной плоскости. Но самой известной из школ «внутреннего» направления является «Великий предел» (Тайцзи-цюань). Первые достоверные свидетельства об этой школе относятся к XVI веку. Правда, есть сведения, что школа под таким названием существовала еще в VII веке, насколько она сравнима с современным «Великим пределом», остается загадкой. В школе около двадцати стилей. В отличие от других школ по «Великому пределу» написано ряд пособий. Это, по-видимому, немало способствовало ее популярности. 40 |