Техника - молодёжи 1990-07, страница 42Через призму истории ... Монастырь Шаолинь процветал несколько столетий, вплоть до середины IX века. Монахи очистили округу от разбойничьих шаек и тем самым заслужили признательность и уважение местного населения. Авторитет монастыря был очень высок, его воспитанники приглашались ко двору императора и даже занимали крупные посты. Стремясь поддержать высокий престиж своей обители, монахи совершенствовали свою систему самообороны В VII— IX веках бы ла создана тактика ведения поединков, получившая название «обманный стиль», в котором к ударам кулаком добавились удары другими частями рук. Для совершенствования методики обучения создавались комплексы формальных упражнений (тао). Во вторий половине IX века в ряде районов Китая прокатилась волна народных восстаний. Власти сочли, что духовенство подстрекает народ к выступлениям, и обрушили на обители репрессии. Многие из них, в том числе и Шаолинь, были разрушены, а монахи разбежались по стране. Часть из них стала профессиональны ми наставниками в обучении воинским искусствам. Боевая техника, оздоровительная и дыхательная гимнастика, психотехника все это объединялось под названием у-шу. Многолетние крестьянские восстания ослабляли государство. С севера Китаю угрожали кочевники. В борьбе с ними выдвинулся полководец Чжао Куанинь, ставший основателем Сунской династии. В молодости Чжао Куанинь обучался воинскому искусству у одного из монахов Шаолиня. Став военачальником, Чжао много внимания уделял обучению солдат рукопашному бою и сформировал свою школу, которую назвал «Длинная рука». По существу, это был упрощенный и сокращенный (32 приема) вариант шаолиньской системы, приспособленный для обучения солдат за короткий период. Вслед за «Длинной рукой» появилось множество других школ, большинство из которых носило военно-прикладной характер. Из них можно выделить «Обруши вающиеся руки Юэ». Как предполагается, эта школа была создана выдающимся полководцем Китая Юэ Фэем Его имя прославлено в легендах, повествующих об удивительных подвигах во имя справедливости, в которых Юэ Фэй предстает непобедимым кулачным бойцом. Создавая свою школу, Юэ Фэй стремился увязать знакомые каждому солдату навыки обращения с оружием и приемы рукопашного боя. Хотя кое-что похожее просматривается и в шаолиньской системе, но именно Юэ Фэй сделал это одним из принципов у-шу По преданию именно он дополнил у-шу ударами типа «рука-меч», наносившимися ребром ладони, и «рука-копье» - кончиками пальцев. Толчком к широкому распространению у-шу в Китае стало монгольское владычество (XIII в.). Завоеватели запретили ношение оружия, что, конечно, усилило интерес китайцев к приемам рукопашного боя. В XIII XIV веках совершенствуют приемы с захватом рук. Они даже были выделены в особую разновидность борьбы под названием «Цинь-на» В 1361- 1368 годах разразилось мощное антимонгольское восстание, возглавляемое тайным обществом «Белый лотос». Были созданы отряды «красных повязок», во главе которых стояли мастера у-шу. Один из отрядов возглавлял монах Чжу Юаньчжан выходец из крестьянской семьи и ставший основателем династии Мин. При нем началось возрождение Шаолиня как центра воинских искусств. Однако при всем свием великолепии Шаолинь этого периода не будоражил воображение людей, так как это было до его разорения в IX веке. Многое из тайного учения было утеряно, а все остальное перестало быть тайной. Среди мирян жили наставники у-шу, авторитет которых не осмеливались оспаривать даже бойцы знаменитого монастыря. Нужен был мастер, который бы поддержал былую славу И он появился Звали его Цзяо Юань. ... На одном из постоялых дворов Цзяо Юань стал свидетелем схватки тщедушного пожилого торговца с молодым и сильным хулиганом. Старик, казалось, лишь прикоснулся пальцами к ноге нападавшего, и тот рухнул на землю. Из разговора с торговцем выясни лось, что он разработал свою собственную систему единоборства, в основе которой было воздействие на жизненно важные точки на теле человека. Он познакомил Цзяо Юаня еще с одним энтузиастом боевых искусств. Решено было объединить усилия. Они начали с того, что из всего многообразия школ выделили пять «звериных» стилей: тигра, дракона, змеи, леопарда и журавля, исходя из принципа, что все люди по типу темперамента, психоматическим и физическим особенностям делятся именно на пять типов, и каждый человек может наиболее полно реализовать свои способности, придерживаясь «своей» манеры ведения поединка. Цзяо Юань разработал и этику воинского искусства. Эти требования к занимающимся известны как «Десять заповедей Цзяо Юаня». Изучающему у-шу рекомендовалось не пить вино, не есть мясо, подавлять половое влечение, при изучении воинского искусства не отвлекаться на посторонние предметы, почитать наставника и старших учеников, не допускать в отношениях с ними обмана, не хвастаться своими знаниями и не демонстрировать их, применять свое искусство только для самообороны, всячески уклоняться от схватки, не обучать людей недостойных. Не менее значителен вклад Цзяо и его единомышленников в технику ведения поединка. До них в воинских искусствах преобладал принцип «силы, одолевающей силу». Реформаторы предложили тактику «челнока», суть которой выра жена так: «Бей подобно молнии, исчезай как ветер». Из этого принципа вытекает требование маневренности, образно представленное вопросом: «Зачем карабкаться в гору, если есть ущелье?» После Цзяо в у-шу утвердился подход к тактике боевого поединка как к способу «малым победить великое». Возрождением славы Шаолинь был обязан не только реформаторской деятельности Цзяо и его единомышленников, но и практикуемой в монастыре системе тренировок, целью которых было не только развитие физических качеств, но и психологическая подготовка. На основе «Заповедей Цзяо Юаня» вы работалось понятие «пяти качеств воина». «Нежность» включала в себя способность «чувствовать» противника, предвидеть его поведение, чтобы выработать оптимальную схему своих собственных действий. «Прямота» подразумевала последовательное и неуклонное выполнение выбранной схемы действий, необходимых для победы, без оглядки на возможное собственное поражение. «Бесстрастность» заключалась в сохранении при любых обстоятельствах душевного равновесия, в обретении способности реагировать не на отдельные действия противника, а видеть его целиком, оценивая его боевые возможности. «Грациозность» связывалась со способностью передвигаться и действовать в боевой обстановке с наименьшими затратами сил. Последнее качество «комбинаторное мышление» предпола Публикации материалов о восточных гимнастиках и боевых искусствах вызывают тысячи читательских откликов, сообщений о том, как регулярные занятия благотворно влияют на силу духа крепость мышц, быстроту реакции. В 1991 году начинаем новый цикл — «Цигун». Это одно из самых известных в Китае учений о жизненной энергии человека. А также приоткроем завесу тайны над ниндзя. Действительно ли для этих воинов «особого назначения» нет ничего невозможного? 39 |