Техника - молодёжи 1990-07, страница 9

Техника - молодёжи 1990-07, страница 9
Мир наших увлечений

Ромас включил горелку на «пилотируемый огонь», и шар медленно и плавно поднялся и неслышно поплыл над зрителями. За нами последовал второй шар, фирмы «Камерон», управляемый ленинградцем Геннадием Опариным, учившимся в Англии, у Камерона.

Внизу медленно проплывали площади и улицы Алма-Аты, мы приближались к невысоким горам. Отлично видно, как люди смотрят на нас, машут, что-то кричат. Несколько кварталов следом за нами бежали мальчишки. Ромас периодически включал горелку, и шар менял высоту, нащупывая потоки воздуха.

Примерно через полчаса он сказал: «Пора на посадку. Вон впереди небольшая площадка!» А там ничего, кроме тополей, дорог и домов. Вспомнилось классическое изречение знаменитого русского аэронавта, генерал-лейтенанта А. Ко-ванько: «Подъем на воздушном шаре прост, полет труден, а спуск опасен...»

Ромас опустил шар так, что корзина едва не касалась верхушек тополей, а ветер тащил нас к домам на окраине. Площадка, выбранная для посадки, была перед нами, но искусство аэронавта в том и состоит, чтобы сразу, прицельно попасть на выбранный пятачок. Иначе нельзя на второй круг, как в авиации, не уйдешь, а если пропан в баллоне иссякнет, придется... Бывали случаи, когда воздушные шары садились перед идущим поездом, в море, на крыши домов.

Ромас объяснил, что подойдет к площадке на минимальной высоте, над ней откроет клапан и выпустит

горячий воздух. Гак и случилось. Потерявший подъемную силу «тепловик» плавно коснулся земли, за отданный нами конец гайдропа ухватилось несколько человек, что было весьма кстати, ибо ветер так и норовил бросить нас на дома.

Описанный полет состоялся питому, что в программу научно-практической конференции по воздухоплаванию, проходившей в столице Казахстана, включили показательные запуски воздушных шаров. Кроме того, воздухоплавателям предстояло продемонстрировать искусство пилотирования - пролететь не менее 4 км, сбросить маркер в круг диаметром 150 м. С заданием справились все, хотя ветер на высотах до 300 м менялся на 170°.

Что же касается самой конференции, то на нее приехали энтузиасты воздухоплавания из Москвы, Иванова, Ашхабада, Ленинграда.

Как всегда, не было недостатка в проектах летательных аппаратов легче воздуха. Так, свердловское межотраслевое научно-техническое объединение «Лидар» представило детальные проработки дирижаблей типа «Урал», грузовых аэростатов, гондол, теплогенераторы, всевозможное наземное оборудование. Но все это пока изготовливается поштучно, на большее не хватает производственной базы.

Москвич С. Федоров сообщил, что при ликвидации последствий землетрясения в Армении безотказно, более 160 ч, отработали мощные светильники, поднятые над развалинами на привязных аэростатах «образца 1940 года». В Москве же их используют для рекламы. Федо

ров напомнил, что взрывоопасный водород (впрочем, опасность которого весьма преувеличена), дорогостоящий гелий и баллоны с пропаном иностранные аэронавты не без успеха заменяют дешевым природным газом.

Инженеры из Феодосии показали любительский фильм, запечатлевший работу ветрозащитного устройства, напоминающего квадратный парашют, одной стороной прикрепленный к земле. Ветер надувает и поднимает его, и в затененной зоне можно спокойно запускать монгольфьеры, метеозонды и исследовательские ракеты. Так что можно считать первый шаг к гигантским воздушным плотинам Ю. Ар-цутанова («ТМ» № 3 за 1990 год) сделан.

Представитель Рижского института инженеров гражданской авиации представил проект «аэровер-тостата» - грузового аппарата, у которого подъемную силу образует не только летучий газ в бортовых баллонетах, но и несущий винт вертолета Ка-26, вмонтированный в такой агрегат. Правда, присутствующие скептически расценили столь сложное, громоздкое, обладающее изрядной парусностью, а значит, неважно управляемое сооружение.

Москвич Ю. Бойко рассказал о деятельности производственного кооператива «Воздух», который уже проверил в деле аэростат-кран («ТМ» № 1 за 1981 год), а недавно изготовил радиоуправляемый микросамолет, поднимающий до 40 кг, скажем, аппаратуры для аэрофотосъемки, спроектировал несколько

Вокруг света на «шарике»

Воздушный шар появился на 120 лет раньше самолета, но в отличие от него почти не совершенствовался и считался экзотическим, но, увы, примитивным аппаратом. В самом деле, лишь недавно появились оболочки из синтетических материалов, компактные газовые горелки для подогрева воздуха, создающего подъемную силу, серийные «тепловики» для спортсменов, туристов и рекордсменов. Немало потрудился над совершенствованием теплового шара английский инженер Д. Камерон, ныне глава крупной компании («ТМ» № 1 за 1989 год).

Что касается состязаний воздухоплавателей, то впервые они были в 1906 году под Парижем и стали быстро весьма популярными. Учредили приз Г. Беннета за полеты на максимальные дальность, высоту, продолжительность.

В нашей стране аэронавтов в 20—30-е годы опекало оборонное общество Осоавиа-хим, полеты на аэростатах, наполненных водородом, стали массовыми. Организовали Воздухоплавательную школу при управлении Гражданским аэрофлотом, в 1936 году Центральный аэроклуб

вступил в Международную авиационную федерацию. Вскоре на счету советских аэронавтов было большинство рекордов, а о популярности воздухоплавания свидетельствует то, что на соревнованиях 1938 года стартовало разом 25 аэростатов.

К сожалению, после Великой Отечественной войны спортивное воздухоплавание сочли бесперспективным. А что за рубежом?

В наши дни англичанин Дж. Нотт готовится облететь на «тепловике» Землю, пройдя за 14—20 суток не менее 41 тыс. км. А что у нас?

На алма-атинской конференции отмечалось, что мы располагаем всего 10 «тепловиками» и 27 пилотами, имеющими свидетельства, выданные после обучения за границей.

Правда, в последнее время состоялись состязания и праздники в Прибалтике, Ленинграде, других местах. Клуб воздухоплавателей «Москва» совместно с центром НТТМ «Феникс» и пражским «Баллон-клубом» планируют перелет мыс Челюскин — Норильск. В общем, воздухоплавание в нашей стране начало возрождаться.

7