Техника - молодёжи 1991-01, страница 18Расследование «ТМ» Рудольф БАЛАНДИН, наш спец. корр. Перевернутый айсберг Образ белоснежного красавца поляр-, ных морей давно стал нарицательным Многозначительно подчеркивается его малая видимая часть и громадная — вдесятеро массивнее!— подводная, незримая. Менее популярна другая его особенность: морские течения неизбежно подтачивают скрытную часть ледяной громады, которая вдруг теряет устойчивость, переворачивается, являя изумленному взору неприглядное грязное основание, которое, когда сползал ледник, вобрало в себя по пути глину, песок, камни... Тут поневоле вспоминаются трагические перевороты социальных пирамид общества. Мы сами — современники начавшегося духовного переворота, заставляющего наконец-то осмыслить «изнанку» содеянного, последствия вколоченных в умы идей, реальный облик «героев наших будней»... ПОДСУДНЫЙ КИНОФИЛЬМ Года три назад мне позвонил давний знакомый Юра. В институте мы с ним играли в баскетбольной сборной гидрогеологического факультета. — Послушай, старина,— сказал он.— Предлагаю «верняк». Будут снимать документальный фильм о моем отце. Имеешь возможность выступить. Не бесплатно, конечно. — Но я твоего отца знал мало... — Вы же встречались, когда ты работал в Белоруссии. Помнишь, он руководил академической комиссией по изучению засоления Солигорского промрайона? Вот и расскажешь об этом. Заметано? — Видишь ли... Они ведь по большей части премии получали, а промрай-он довели до жуткого состояния (см. «ТМ» №9 за 1987 год.— Прим. ред.). Отца твоего уже нет в живых. Зачем вспоминать не очень приятные истории? — Это какие?— насторожился он. — Ну, например... Лет двадцать назад написал я книжку о Солигорске. Там упомянул о переосушении Полесья. Отцу твоему дали ее на отзыв. Он рекомендовал снять кусок о переосушении. А через несколько лет он же похвалил меня за то, что я в другом очерке упомянул о вреде излишнего осушения Полесья. — Вот видишь, он же поддержал. Какие тут счеты? — Поддержал, когда уже вышло постановление правительства о недопустимости переосушения Полесья. Понимаешь? Он обругал меня и повесил трубку. Потом режиссер фильма о Герасиме Васильевиче Богомолове, академике АН БССР, предложила участвовать в фильме без всяких предварительных условий. Я согласился и под прицелом кинокамеры откровенно рассказал обо всем, что знал, что видел, о чем размышлял. Своими мыслями делился, естественно, не только я. Но моя роль этим была исчерпана. А еще через полгода авторы сценария, среди которых был и сын академика, подали в суд на съемочную группу, обвиняя ее в недопустимых отступлениях от сценария и создании на экране искаженного образа крупного советского ученого. V Суд исковое заявление принял. До решения суда фильм был подвергнут «предварительному заключению». КОНТРАСТЫ Из литературного сценария «Незаконченный портрет». ...Чем глубже скульптор узнавал свою модель, тем сложнее шла работа... Скульптора привлекала энциклопедичность знаний этого демонстративно обычного внешне человека... Мягкость его сочеталась с жесткой непримиримостью к посредственностям и приспособленцам... Это обостренное чувство гражданской ответственности за землю, за воду, за все живое — и это горькое чувство безысходности в борьбе с формализмом и равнодушием... ...Мы в мастерской народного художника СССР, академика Академии художеств СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, скульптора 3. И. Аз-гура. Каменная громада медленно поворачивается, и мы видим, что это незаконченный скульптурный портрет академика. Из документального кинофильма «Заказной портрет». В мастерской Заира Исааковича скопление застывших фигур: скульптуры Маркса, Ленина, Ибаррури, Сталина, Вильгельма Пика, Орджоникидзе, Калинина, Ворошилова... Азгур: «Академик Богомолов в этой серии, в серии больших людей, которые оставили человеческому обществу след своей деятельности. Вы знаете, что он и соль открыл у нас...» Кинокадры переносят нас в Солигор-ский промрайон, где добываются из полесских недр калийные соли — ценные минеральные удобрения, а попутно накапливаются горы отходов. Из сценария. Академик был сыном смоленского крестьянина... Подобно Ломоносову, пешком в лаптях пришел Герасим Богомолов в 1923 году учиться в Московскую горную академию... Получил профессию геолога... Полюбилась ему «невеста без приданого», Белоруссия, где издавна считалось, что кроме болотной руды, топи да лесов, и нет ничего... Здесь сделал он свои главные открытия: нефть, соли, минеральные воды... В конце пятидесятых оправдывается его прогноз — в Белоруссии, на севере Полесья, найдены богатые залежи калийной соли. За разведку этого месторождения ему присуждается Государственная премия СССР. Из кинофильма. В кабинете Института геохимии и геофизики АН БССР доктор геолого-минералогических наук Э. А. Левков говорит: «В то время очень часто премии выдавались руководителям, которые как бы курировали эти направления от Министерства геологии. Сам Герасим Васильевич в тот момент был замминистра геологии...» Левков: «Мне как-то Баязитов, главный геолог Солигорской экспедиции, рассказывал, что Герасим Васильевич только один раз приехал после открытия. Он приехал на ЗИМе... Вышел, посмотрел в керновых ящиках, как лежат калийные соли, сел в машину и уехал. После этого он и получил премию». Продолжает В. 3. Кислик, кандидат геолого-минералогических наук, специалист по калийным солям Белоруссии: «Помнится, рассказывали мне как анекдот... Они выставили ящики с керном на стульях, на солнце. А там еще была красная каменная соль. Ну, он подошел и сказал: «Эта?» Они говорят: «Нет, вот та». Он: «Ага!» — и уехал. Вот, собственно, и вся история, которая мне известна. А в литературе действительно я нигде не видел, чтобы были какие-то его работы, которые бы касались, допустим, прогноза калийных солей...» Из сценария. В 1947 году Богомолов избирается членом-корреспондентом АН Белоруссии, а впоследствии становится и академиком... Им опубликовано более 300 работ, 5 учебников... Успешно представляя советскую науку за рубежом, он побывал более чем в 30 странах мира... В кадре улицы Солигорска... Покрытая толстым слоем соленой пыли табличка с названием: «Улица академика Богомолова». Пыль на цветах... Пыль на лицах детей... Пыль... Пыль... Из кинофильма. Левков: «Возглавлял с середины тридцатых годов нашу ге 16 |