Техника - молодёжи 1991-02, страница 33

Техника - молодёжи 1991-02, страница 33

Такие колокола давали на станциях сигналы перед отправлением поезда.

хорошо приспособленными как для службы, так и для жилья персонала. Согревали здания печки голландки, со вкусом выполнялись интерьеры, было все, вплоть до канализации. Чего, к сожалению, не увидишь на нынешних платформах и станциях.

...Конец XIX века оставил стиль, прозванный новорусским. Ему были свойственны традиционная добротность, затейливая стилизация под старину вспомните московские здания Исторического музея, Городской думы (Музей В. И. Ленина), Торговые ряды (ГУМ) и другие, воздвигнутые в те же годы в других городах, .к примеру, железнодорожный вокзал во Владивостоке. Одновременно архитекторы старались (и это им, безусловно, удалось) сочетать красоту с прочностью, долговечность постройки с ее функциональным предназначением. Можно сказать, что тогда в России создали новое направление — национальный промышленный дизайн.

К сожалению же, ныне о многом забыто. Скажем, станцию Воробьевы горы знают лишь немногие москвичи, и то с тыльной стороны, а великолепный фасад, выходящий к насыпи дороги, видят разве что машинисты локомотивов. А жаль — две изящные островерхие башенки, узорчатые наличники, красно-белая цветовая гамма, свойственные новорусскому стилю, производят незабываемое впечатление. Ни дать ни взять боярский терем!

Красно-белые стены станции Ку-тузово напоминают о Кремле и его соборах. И здесь строители учли все — от удобного выхода к путям

Фрагмент ограды Андреевского моста— не подумаешь, что столь изощренно украшали транспортные сооружения.

Этот нагрудный знак «Почетный железнодорожник» давно стал реликвией

и западе отклонялась бы к рабочим поселкам.

7 ноября 1897 года начали обождать ее проект, представленный инженером П. И. Рашевским. После того как император Николай II начертал на его титульном листе «дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», образовали комиссию, включив в нее представителей управления московского генерал-губернатора, земств, военного и удельного ведомств, а председателем избрали известного экономиста В. Н. Коков-цева, ставшего позже премьер-министром России. Строить окружную решили на казенный счет.

По ряду причин проект Рашевс-кого отклонили, но 9 февраля 1900 года комиссия вновь поручила провести изыскания трассы. Вполне в нынешнем духе объявили конкурс, на который поступило 11 вариантов трассы. Специально созданное Особое совещание тщательно изучило их и отдало предпочтение варианту, обозначенному № 9.

13 марта 1902 года торжественно забили первый костыль, а всего через шесть лет, 10 октября 1908 года столь же торжественно открыли движение поездов по 51-верстной магистрали. Что и говорить, подобным темпам теперь можно только завидовать...

И еще — Московская окружная была сдана «под ключ», со всем комплектом служебных, технических и прочих сооружений.

Об отношении властей к сугубо внутригородской дороге свидетельствует хотя бы то, что к проектированию станций привлекли выдающихся зодчих, например, А. Н. Померанцева. Они строились