Техника - молодёжи 1991-03, страница 45Тайны боевых искусств Алексей MACJ10B Рисунки Андрея ПАРЦЕВСКОГО аолиньцюань: техника ударов руками Продолжаем разговор, начатый в № 1 за 1991 год. Техника правильного удара в шаолиньском ушу достаточно сложна и требует специальной подготовки. Обычные тренировки, когда удары производятся в воздух или по мешку, конечно, небесполезны, но недостаточны для глубокого овладения шаолинь-ским стилем. Вообще в нем используется более дюжины ударных поверхностей руки, поначалу же отрабатываются удары фронтальной частью кулака (цюаньмянь) и ладонью (чжан). Первые относятся к категории ян — «жестких» удар.ов поверхностного воздействия, вторые — к категории инь — «мягких» ударов с воздействием на внутренние органы. В чем особенности шаолиньского удара кулаком? Он производится как бы внутрь тела на 2,5—3 см — это называется «ударом на один цунь» — цуньцзинь. Противник ощущает не просто сильный толчок, а подобие взрыва внутри тела. Удар не требует большой физической силы, необходима лишь правильная работа мышц. Сначала, когда кулак находится у тела, включаются массивные мышцы плеча, затем, во время разгиба локтя, напрягается предплечье, а плечо частично расслабляется. В конечной же фазе немного расслабляется и предплечье, зато кулак и запястье становятся как сталь. Импульс будто «перетекает» по руке. Следует помнить, что удар зарождается в ступнях; поясница, как руль, направляет его, а кулак непосредственно реализует силу. Чунцюань из стойки мабу мы уже описывали. Следующий шаг — нанесение удара в простых связках. «Натягивать жесткий лук». Так на зывается одна из самых распространенных базовых комбинаций, с которой монахи начинали постижение стиля. В ней сочетается отработка удара с одновременным верхним блоком. Примите стойку бинбу — пятки вместе, носки немного разведены, колени чуть согнуты. Плечи опущены, живот слегка подтянут, грудь подана вперед, кулаки, обращенные тыльной стороной вниз,— на бедрах. Взгляд опущен вниз, но голова не наклонена. Сосредоточьтесь! Попытайтесь ощутить простран ство слева от себя, чтобы почувствовать приближение соперника (1). Шагом левой ноги влево примите стойку мабу. Одновременно поверните голову влево и нанесите левым кулаком чунцюань влево на уровне своего плеча. Вместе с тем правый кулак поднимите над головой, стремясь повернуть его тыльной стороной вниз (правая рука немного согнута в локте). Не поднимайте плечи, старайтесь шаг, удар и блок слить в одно движение. Представьте, что вы натягиваете обеими руками лук (2). Разверните корпус влево на 90°, сделав небольшой шаг влево левой ногой. Согните ее, а правую полностью выпрямите (ступни параллельны друг другу). Вы приняли стойку гунбу. Одновременно с резким поворотом плечевого пояса влево нанесите чунцюань правой рукой: кулак сначала опускается к пояснице и лишь затем «выстреливает» вперед. Вместе с тем раскройте левую ладонь и переведите ее вверх, располагая над головой. Вы сделали верхний блок шанцзя, рука немного согнута в локте, пальцы направлены вправо (3). Примите бинбу. приставив левую ногу к правой, и выполните ту же ком- |