Техника - молодёжи 1991-06, страница 13

Техника - молодёжи 1991-06, страница 13

кальным произведениям и поэтическим текстам (об одном из таких опытов см. «ТМ» № 3 за 1986 год). Он же изобретает несколько конструкций цветовых пультов, получает на них патенты. Но вся его бурная деятельность в конечном итоге не повлияет на дальнейшие поиски в этой области.

Искусство в конце 30-х годов, после долгих метаний и поисков, возвращается на реалистическую почву. Цветомузыка оказывается на обочине этого процесса, на периферии культуры. А с началом второй мировой войны становится и вовсе не до новаций...

Лишь в пятидесятые годы на первый план выходит идея синтеза цвета и звука. Канонический реализм к концу 50-х переживает кризис, вырождаясь в натурализм, в парадность; начинается повальное увлечение различного рода авангардистскими течениями. А мы убедились, что время перемен благодатно и для цветомузыки. Не теперь она уже опирается не на примитивную механику, а на достижения в радиоэлектронике, оптике, акустике. Знаменательно, что цветомузыку нового поколения начал пропагандировать именно — ученый, инженер, ныне доктор технических наук К.Л.Леонтьев.

Им созданы различные конструкции цве-товоспроизводящих устройств. Он участвовал в исполнении со световыми эффектами поэмы «Прометей». Его изобретения быстро привлекли внимание общественности, их показывали на выставках в СССР и за рубежом. Энтузиастам движения хорошо известны публикации Леонтьева, ставшие поистине основополагающими в этой области знания. А его сложнейший анализатор звуков, за свои богатые возможности был назван «электронным ухом».

Но супертехника не помогла. Цветомузыку раскритиковали в печати и, как уже повелось, благополучно забыли.

В 70-е годы отечественная живопись стилистически устоялась и представляла собой реализм, обогащенный техникой импрессионизма и постимпрессионизма. В изобразительном искусстве акцент смесгил-ся—с прикладных форм на станковые. В декоративном творчестве

возросло значение изобразительного рисунка. Наконец в 80-е годы в живописи возникает гиперреализм, способ воссоздания действительности с «фотографической» точностью. Здесь нет места цветомузы-кальным новшествам.

Поиски рано или поздно кончаются, за «детством» должна последовать зрелость, нужно когда-

нибудь повзрослеть, устояться, определить свое лицо и место. Цветомузыке, на всем протяжении ее истории, такого места не находилось, она так и осталась экспериментальным направлением. Почему же, несмотря на все неудачи, к ней упорно вновь и вновь обращаются? Следовательно, есть в этом некая объективная закономерность. В чем она заключается? В том, что возрождение цветомузыки всегда соответствовало заключительной фазе развития той или иной формы искусства и началу стилевой его перестройки. В эпоху разложения старых стилистических форм и предчувствия или возникновения новых наблюдается очевидная тенденция: искусства как бы выходят за свои «законные» рамки, перекликаются, взаимно влияют друг на друга.

Подведем итог сказанному. В развитии изобразительного искусства выделяются циклы его крупнейших стилистических направлений. Цветомузыка появляется как продукт окончания каждого такого цикла и свидетельствует об упадке старого и поиске нового стиля. Но в чем ее самоценность?

...Подобно тому, как ослепительный шар НЛО на глазах изумленной публики разбивается на множество светящихся точек, беспорядочно разлетающихся в разные стороны, цветомузыка сегодня распалась на отдельные не связанные между собой направления. Отчасти они обусловлены новым витком НТР. Это компьютерная цветомузыка, лазериумы, светозвуковая релаксация, аудиовизуальное проектирование. Пионеры послевоенной цветомузыки, пропагандисты ее как нового вида искусства К. Л. Леонтьев, Ф.И.Юрьев, Ю.А.Правдюк, А.П.Михненко фактически от этого дела отошли.

11