Техника - молодёжи 1991-06, страница 12

Техника - молодёжи 1991-06, страница 12

следних достижений техники. Это уже не примитивные «клавикорды» Кастеля, но хитроумное сооружение с электрическими источниками света, пультом управления, экраном, обтюраторами, движущимися и неподвижными трафаретами, позволяющими одновременно получить несколько цветных изображений, достаточно сложных по форме. Римингтон создает ряд вариаций нэ музыку известных композиторов. В 1895 году на его установке был дан авторский цветомузы-кальный концерт в сопровождении фортепьяно, органа и оркестра. Звучала музыка Баха, Шопена, Вагнера. (Впоследствии, уже в 1914 году, Римингтон вознамерится воспроизвести световую партию скрябинского «Прометея»—об этом произведении будет сказано чуть ниже, — но помешает начавшаяся война...)

Римингтон концертирует по Европе, представляя цветомузыку в действии. Демонстрации имеют успех: психологически зритель подготовлен к новшествам. Казалось бы, старинная идея наконец-то восторжествовала! Но со смертью энтузиаста угасает и интерес к делу его жизни: изобретателя и его машину быстро забывают. По какому-то неведомому роковому закону Римингтон разделил участь своих предшественников — Арчимбольдо и Кастеля.

Часть вторая. Электронное allegro

Цветомузыку принято связывать только с именем А.Н.Скрябина (1872-1915). Мы убедились, что это не так: родоначальниками ее были другие. Заслуга Скрябина в том, что он создал первую в мире подлинно цветомузыкальную пар

титуру, первое синтетическое произведение совершенно нового типа—симфоническую поэму «Прометей», известную также под названием «Поэма Огня» (1910 г.). Явление Скрябина неотделимо от движения в отечественной культуре, когда пересматривались коренные устои мировоззрения, расцветали теософия и другие мистические учения, связанные с именами Е.Блават-ской, Д.Мережковского, Н.С.Рери

ха; когда в среде символистов возникла идея панмузыкальности и синтеза искусств; когда, наконец, возник знаменитый русский космизм в лице Н.Ф.Федорова, В.Соловьева, Н.Бердяева, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского и других. Скрябин испытал влияние этих неоднозначных, подчас разрушительных движений эпохи и стал ярким

выразителем «стилистической» ломки не только искусства, но и всего образа жизни.

«Новая эра» искала пророка. И он явился. Твердый духом —и беспомощный, как ребенок. Мысленно достигший звездных высот — и умерший от пустяковой царапины на пальце. Фигура незаурядная и трагическая. Отсвет ее трагизма лег и на идею цветомузыки. Скрябину не удается воплотить «Прометея» «в цвете», и он делает приписку к партитуре, разрешающую исполнять поэму без светового сопровождения. Фактически это была капитуляция.

Но появляются новые энтузиасты, еще более энергичные и последовательные в ломке традиций. Художники крайне левого направления — В.В.Кандинский, К.Малевич, А.Лентулов, П.Филонов, М.Ларионов и другие принялись сознательно разрушать старое искусство, традиционную культуру. Считалось, что этим они помогают делу революции. В русле «левого движения» оказалась и цветомузыка. По сути своей она вполне отвечала представлениям о будущем вселенском искусстве. Поэт В.Хлебников еще в 1921 году пророчески называет наше столетие «космическим веком». Художник Лентулов, создав сценическое оформление, пытается исполнить в 1919 году в Большом театре скрябинского «Прометея».

В 20-е, 30-е и 40-е годы с цветомузыкой более или менее успешно экспериментируют художник В.Кандинский, музыкант В.Щербачев, художник и искусствовед Г.И.Гидони, знаменитый кинорежиссер С.Эйзенштейн. Гид они организует специальную лабораторию цветомузыки в Ленинграде, издает теоретические работы о ней, пишет цветовые партитуры к музы

10