Техника - молодёжи 1991-10, страница 41\ ШЯШл ч f 1 о^ого поэта XV века Абдур-^ ралмана Джами «Саламан и Абоаль» находим такую исто* 1 рию. Щах, узнйв об исчезновении с&рего сына, прибегает к *помощи чудесного зеркала, которое «все отражает в mhpq поднебесном». И находит сына, уединившегося с возлюбленной на далеком острове. { В разных сказках варьирует-ryg -ся такой сюжет: герой прячете ^ся от царевны, но та каждый раз находит его, глядя в вол-} шебное зеркало. Это происхот Дит до тех пор, пока разыскш ваемый не догадывается спрятаться за зеркало, где сразу 1(ановится невидимым. Спра-; ивается, почему сказочный^ Ш зычных "народов Поволжья и Южно-русских степей они имели большое распростране- ^шш ние. А раз так, то говорить, будто зеркала не были извест- У ^ ны славяно-русским племенам, нет никаких оснований. Объяснение отсутствию зеркал напрашивается такое А; *} i'i Почти все поверья и обряды, з ш л* связанные с ними у русских, восходят именно к древнейшей мировоззренческой концепции. В соответствии с ней, как мы убедились, зеркала — не что иное, как окна в потуё- у Торонний мир, мир духов, заселенный всякой нечистью^ языческий период славя i to- ^ русской истории это обстфф* сюжет* претерпевает^именнЗ *ельство послужило главнцм; такой поворот? Ответ можно мотивом сугубо отрицателЬ-найти, если вспомнить о пред- ного отношения к зеркалам, V А полагаемой связи зеркал с си^ как предметам, способным * * t " i'. ? К [.-г U,: И V г i I лами потустороннего мира[ Эти силы обладают неограниченным могуществом и легко находят простого смертного, пока он находится в поле их зрения, то есть в пределах 061 зора, открывающегося из «внутренности» в зеркала. А найдя, показывают его царевне. Стать невидимым для глядящих из зеркала духов можно лишь одним способом — оказавшись за зеркалом. К нему-то и прибегает герой во^ шебной сказки. как вызывать души людей из загробного мира. in ' Отношение к душам умерших у славян всегда находи»-»»-^ лось на грани чуть ли не панического ужаса. По той же пр чине зеркала тогда испо льз< вали на Руси главным обрз колдуны и ведуны. A nocjj верждения христианства клались повсеместные и краг жестокие гонения против стс|- * ронников язычества. Проис* ■ Ходили публичные казйи не^ только колдунов, ведунов ид Знахарей, но даже скоморо- . хов, причем принадлежавшие ^Чм вещи предавались анафе-* Требуют объяснения и до статочно сложные отношени с миром зеркал у древних ела, ме и ПОдЛежали уничтоже- вяно-русских племен. Вспом| и лишь сп стя много ним хотя бы поговорки и при- столетий, когда представле-словья, отразившие в изоби- Шя 0 связи 3 с потусто_ лии дурные приметы и суеве- ронними духами в значительной степени стерлись из народной памяти, в России, особенно в царствование Петра Великого, эти предметы обихода постепенно начинают за- рия: «Зеркало разбить —к хут ду», «Есть перед зеркалом худоба нападет, иссохнешь» «Ребенку не показывать зерка ло, чтоб не был пуглив». 3 Что касается археологов, тс они отмечают почти полно-отсутствие в славяно-русскю древностях металлических' зеркал, в то время как у соседа них с Древней Русью тюркоя- -•л Юевывать себе популярность у населения. Чему, впрочем, в немалой степени способство- ^ { вала новая технология, заме- iJrgj нившая древние металличес- ' кие зеркала стеклянными. |