Техника - молодёжи 1991-11, страница 17

Техника - молодёжи 1991-11, страница 17

Из информационного бюллетеня «ECOLOGIA — ЭКОЛОГИЯ»

— Я с вами согласен — помощь недавно возникшим и не имеющим пока самого необходимого оборудования советским экологическим организациям очень нужна, однако не кажется ли вам, что в условиях острого кризиса, который переживает наша страна, зачастую даже обоснованные требования «зеленых» закрыть то или иное предприятие, остановить то или иное производство играет деструктивную роль? Если из-под испытывающей серьезные трудности экономической системы выбить несколько пусть даже подгнивших подпорок... Я так говорю не потому, что считаю решение экологических вопросов несвоевременным. Однако в создавшихся условиях, чтобы не получить эффект, обратный ожидаемому, мы должны действовать продуманно. Так, в прошлом году по настоянию «зеленых» в стране закрыли немало фармакологических предприятий. В результате в аптеках исчезли самые необходимые препараты. В стране нет валюты, чтобы закупать в достаточных количествах лекарства за рубежом. Разве можно улучшать среду обитания ценой жизни и здоровья людей, которые не получили вовремя необходимое лекарство или замерзли в холодной квартире зимой, потому что неформальные организации воспротивились пуску ТЭЦ?

— Вы подняли главный вопрос — о задачах и методах работы экологических групп. Да, есть опасность, что некоторые из них в вашей стране встанут в ряды непримиримой оппозиции, ограничат свою деятельность требованиями закрывать заводы, останавливливать проекты и т.п. Они вполне могут быть деструктивными.

И в США бывало раньше нечто подобное. Но теперь мы считаем, что нужно хорошо представлять, какие позитивные варианты можно предложить взамен. Демократия дает нам право сопротивляться правительственным решениям, но она же налагает на нас ответственность за решения собственные. Когда мы начали кампанию против строительства мусоросжигательных печей, отравляющих окружающую среду на многие мили вредными продуктами горения, власти штата спросили нас: что же вы предлагаете делать с мусором? И нам пришлось организовать бизнес по переработке бумаги, стекла, пластика. Мусоросжигательные печи стали просто не нужны. Наши активисты завоевали немало наград штата.

Да, быть в оппозиции властям — это еще далеко не все. Людям нужна уверенность в своем правительстве, вернее осознание того, что его можно не опасаться и с ним можно сотрудничать в решении экологических проблем. Значит—повторюсь — необходимо дать им возможность проводить исследования независимо. И здесь мы готовы сотрудничать с активистами объявленного вашим журналом Экологического конкурса технологических проектов, идей и разработок (см. «ТМ» N° 3 за 1990 год — ред.). Ведь советские неформалы, которым мы передаем приборы, зачастую просто не умеют ими пользоваться. Напротив, большинство хорошо подготовленнных в техническом отношении людей еще не прониклись должным образом идеями «зеленого» движения. Ваш конкурс нравится мне тем, что помогает наведению мостов между первыми и вторыми. Мне бы хотелось передать экологические приборы в руки такой организации, которая не была бы в чистом виде ни «зеленой», ни технической, но была бы готова работать как с той, так и с другой стороной. Пусть даже это будет государственный научный институт. Все равно. Единственное наше условие—делиться полученной экологической информацией с советскими «зелеными». Тогда технические специалисты не смогут единолично принимать решения по экологическим вопросам, они будут работать рука об руку с активистами «зеленого» движения.

Экологические катастрофы, как известно, не признают государственных границ. Вот почему Норвегия, Швеция, Финляндия и Дания создали организацию Нордиск Рад (Северный Совет) для финансирования и проведения очистных мероприятий на территории Советского Союза. Это оказалось выгоднее для сопредельных стран, чем счищать ту промышленную грязь, которая заносится ветром с территории восточного соседа.

Особое внимание северян вызывает район вокруг города Никель, что недалеко от советско-норвежской границы. Территория в радиусе уже свыше 100 км от Никеля превратилась в пустыню.

Кропотливую работу по сбору и сепарации отработавшего стекла, бумаги, картона, металлических изделий, пластиковых консервных банок добровольно взяли на себя миллионы американцев, протестующие против строительства экологически грязных мусоросжи-гающих печей и создания все новых свалок мусора.

Вскоре возражения правительственных чиновников стали сводиться к тому, что слишком много людей сдают отходы на переработку. Действительно, примерно за год рынок вторичных ресурсов был затоварен. Возникли проблемы с продажей тысяч тонн газет, изготовленных из макулатуры. Запасы стекла и пластмасс превысили потребности производителей. Однако сами же потребители нашли выход из создавшегося положения. Те из них, кто участвовал в кампании по сбору и сепарации бытовых отходов, начали активно покупать товары из вторматериалов, которые они спасли от уничтожения в мусо-росжигающих печах и на свалках. Американские предприниматели быстро смекнули, что выгодно изготовлять продукцию из вторматериалов и указывать это на ярлыках изделий.

В настоящее время планируется строительство десятков целлюлозно-бумажных заводов, работающих на макулатуре. Отходы из пластмассы рассматриваются как реальная и к тому же более дешевая альтернатива нефти. Та

ким образом, экологическое движение США меняет лицо американского бизнеса.

Системы радарного наблюдения и контроля за судами в морских портах получили широкое распространение во всем мире не в последнюю очередь благодаря экономии, которую они позволяют получить за счет расходов на очистные мероприятия в местах разлива нефти. Так, всего один незначительный сброс жидкого топлива (800 т), произошедший неподалеку от западного побережья Норвегии весной 1990 года, обошелся в 30 млн. крон — их потратили на очистку места аварии. А установка системы, предотвращающей такого рода аварии, стоила бы лишь треть этой суммы.

Министерство энергетики США стоит перед необходимостью проведения широкомасштабных очистных мероприятий на предприятиях по производству ядерного оружия. Дело в том, что их отходы угрожают здоровью и жизни людей в десятках населенных пунктов, попадая в подземные источники и реки.

Официальные лица признают, что в течение двух лет потребуется потратить на 3,3 млрд. долларов больше, чем предполагалось вначале. Реализация программы рассчитана не на одно десятилетие и обойдется казне примерно в 200 млрд. (!) долларов.

По масштабам затрат и сложности технических проблем, встающих в связи с предстоящей дезактивацией предприятий, программу сравнивают с «космической гонкой» в конце 50-х годов, которая началась после запуска первого искусственного спутника в СССР. (Интересно, а наша страна окажется вовлеченной в новую гонку? — Ред.)

Правила хранения и захоронения радиоактивных отходов нарушались десятки лет. Министерство ни во что не ставило законодательства штатов и страны. Как видим, секретность под предлогом «национальной безопасности» отнюдь не на пользу безопасности граждан.

НАПОМИНАЕМ УЧАСТНИКАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНКУРСА

С 18 по 24 ноября 1991 года в городах Кемерово и Новокузнецк в рамках

подведения итогов первого этапа Экологического конкурса технологических проектов, идей и разработок состоится аукцион новых технологий, техники, приборов, заслуживающих внедрения разработок, а также другой наукоемкой продукции, имеющей отношение к промышленной экологии, экологическому мониторингу. Прием заявок на участие в аукционе закончен 15 октября. Авторы работ, прошедших предварительный отбор, будут извещены письменно или по

телефону.

Адрес: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., 5а, журнал «Техника— молодежи», «Экологический конкурс» Ш 285-89-80, 285-89-07

15

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Как предотвратить замерзание стекол?

Близкие к этой страницы