Техника - молодёжи 1992-01-02, страница 31

Техника - молодёжи 1992-01-02, страница 31

Атлас тибетской медицины

Так была спасена уникальная буддийская реликвия — «Атлас тибетской медицины». Человека звали Жалсан Жабон, и был он среди тех, кто создавал Республиканский краеведческий музей в Улан-Удэ. Там сейчас и хранятся 77 листов (размером 81,5x66,5 см) с более чем 10 тыс. рисунков.

От последствий одной революции «Атлас» спасли. Но в августе прошлого года у нас произошла новая, и история повторяется —мы вновь можем лишиться реликвии, правда, методом более цивилизованным. Хотя бы таким. Недавно в Улан-Удэ прибыла западноевропейская баронесса и предложила музею: я вам 40 тыс. долларов, а вы мне на три года — право использования «Атласа». Он объедет весь мир — выставки в Лондоне, Париже, Нью-Йорке... Директору музея и министру культуры республики предложение понравилось —чем плохо прокатиться по свету, презен-тируя экзотические картинки! Да вот незадача —местная интеллигенция против. Еще свежо в памяти исчезновение уникальных полотен Третьяковской галереи, выставлявшихся в Генуе.

Не знаем, чем закончится суета вокруг «Атласа», но пока он находится в пределах России, мы решили срочно отправить е Улан- Удэ нашего корреспондента Игоря Лебедева. Там он встретился с доктором медицинских наук Элъбертом БАЗ АРОНОМ, под общей редакцией которого мы и предлагаем серию публикации об «Атласе».

Эльберт 1'омбожапович БАЗ АРОН—в прошлом хирург-онколог. Его переориентация с европейской на тибетскую медицину началась в середине 60-х годов. Определенную роль в этом сыграло близкое общение с Хамба-ламой Тамбал Доржи Гом-боевым. Базарон посвящался в тайное учение немногими пережившими гонения ламами. Обучился старомонгольской (вертикальной) и тибетской письменностям, разыскивал и переводил древние книги, редкие экземпляры которых чудом сохранились после их массового уничтожения в 30-х годах. Автор 8монографий по тибетской медицине. Сейчас ему 60 лет, и он продолжает открывать тайны древнего учения.

ГОРОД ЗАРОЖДЕНИЯ МЕДИЦИНЫ

Великие индийские и китайские реки, величавые и полноводные на равнинах, берут начало в ледниках Гималаев и Тибетского нагорья. Культура же Тибета, можно сказать, по тем же руслам, но в направлении обратном напитывалась индийскими, китайскими, персидскими источниками. При дворе основателя Тибетского государства императора Сронцзан-гампо (VII в.) работали индийский врач Бхаратхад-жа, китайский — Ханк Ванхан, персидский — Галенос. Каждый из них перевел на тибетский язык свои трактаты, а затем вместе они написали философско-медици некую книгу «Оружие бесстрашия». Возможно, иноземных лекарей звали иначе, но факт в том, что с их рукописей началась местная медицинская школа.

Шло время, расширялось знание тибетских врачей, и в XII веке появился человек, способный обобщить накопленный поколениями опыт. Его имя — Ютог Йондан-гонпо. Созданную им систему уже нельзя однозначно свести к индийской и китайской традициям. Написанный Ютогом четырехтомный трактат «Сердце амриты — восьмичлен-ная тантра тайных устных наставлений», или кратко— «Четыре тантры» («Чжуд-ши»), стал классикой тибетской медицины.

Гсть и дру! ая версия, появления «Чжуд-ши». Согласно ей трактат возник еще в VI веке до Р.Х. и написан был в Индии врачом-мыслителем Дживакой Кумарой. Во времена Сронцзан-гампо его перевели с санскритского языка на тибетский. Но следов подлинника на санскрите пока не обнаружено.

«Чжуд-ши» написан в поэтической форме, и вся содержащаяся там информация зашифрована иносказаниями. Потому, чтобы практически использовать древнюю рукопись, к ней нужны были комментарии. Самым лучшим из них считается «Вайдурья-онбо», составленный в XVIII веке выдающимся тибетским врачом Дэсридом Санчжяй-чжамцо. Он же заказал художникам иллюстрации, получившие название «Атлас тибетской медицины». Копия с этого старинного комплекта и хранится сейчас в Улан-Удэ.

Кем она была сделана (вероятно, в XIX веке), пока неизвестно, да и о том, как попала в Бурятию, есть лишь предположения. Говорят, в конце прошлого столетия ее вывез из тибетского монастыря Сэртог-мамба бурятский лекарь лама Шираб Сунуев, который много лет жил в горной обители, обучаясь искусству врачевания. До 1926 года «Атлас» хранился в Цугольском дацане (Читинская обл.), а затем попал в Ацагатский, где, как мы уже знаем, в последний момент избежал огня. ,

Уникальность улан-удэнского экземпляра в том, что нигде в мире пока не обнаружено всех 77 листов «Атласа». И вообще, известна еще только одна неполная копия, хранящаяся в буддийском монастыре Пекина.

Титульному листу «Атласа», слайд которого мы публикуем, можно дать название «Обитель Мудрецов» или «Го-ро*ч зарождения медицины». Это иллюстрация к первой главе «Чжуд-ши».

ВЬередине, на лазуритовом престоле, повествует трактат, восседает Учитель, бхагаван, исцелитель Бхайшаджья-Гу-

ру. Его окружает свита: боги, мудрецы, буддисты и еретики. В крут учеников входят и властелин богов Индра, и богиня Амрита, ибо Гуру открывает тайны, неведомые даже им.

Каждый из слушателей воспринимает слова Учителя по-своему, в зависимости от привычных для него традиций. Лишь мудрец Маносиджи понял Бхайшаджью адекватно. Он-то согласно мифу и записал «Чжуд-ши». В этом обстоятельстве зашифрована важная мысль — настоящая мудрость возносится над приверженностью какой-либо религии.

Гуру и ученики находятся в городе небожителей, его символизирует квадрат с изображениями дацанов. Город, в свою очередь, окружен лекарсгвенными растениями. Южные (гранатник, различные виды перца и другие) излечивают болезни холода. (Под ними, похоже, подразумеваются недуги, идущие в организме без заметных внешних признаков.) Корни, стволы, ветви, листья, цвегы и плоды таких растений благовонны. Но на вкус они—жгучие, кислые, соленые; действие их—горячее, острое.

На севере—лес белого сандала, камфоры, азадирахты и прочая флора, излечивающая болезни жара (воспалительные процессы). На вкус это— горькое, сладкое, терпкое; действие— холодное, тупое.

На востоке—заросли миробалана хебу-ла. Корни его излечивают заболевания костей, ствол — мышц, ветви — сосудов и жил, кора—кожи, листья— желудка, Желчного пузыря, тонкой и толстой кишки, мочевого пузыря и семенника (в тибетской медицине они называются шестью полыми органами). Цветы целительно действуют на органы чувств, плоды — на сердце, легкие, печень, селезенку, почки (плотные органы).

На западе рождаются «шесть хороших лекарств»—бамбуковая манна, гвоздичное дерево, кардамон настоящий и средний, мускатный орех; 5 типов кальцита, усмиряющего все болезни; 5 видов мумие; 5 целебных вод (их родники расположены в разных породах); 5 горячих источников (вода, обогащенная серой, мумие, кальцитом и реальгаром в пяти различных сочетаниях). Здесь, на скалах, немало лекарственных камней, земель и солей. А под деревьями обитают животные, дающие ценные лекарства, — слоны, медведи, кабарга и другие.

Да и вообще: «Нет на Земле ничего, что не могло бы служить лекарством», — открывает Гуру важный принцип тибетской фармации. И в верхнем ряду изображены выдающиеся врачи древности, приблизившиеся к этой истине.

Далее Учитель рассказывает об общих причинах недугов, о распознавании болезней и способах лечения. Затем, поведав о зачатии и рождении человека, переходит к изложению анатомии. Следующий слайд, кот орый мы опубликуем, называется «Сравнения тела».

29