Техника - молодёжи 1992-03, страница 14

Техника - молодёжи 1992-03, страница 14

Институт человека

Ирина ТЮРИНА,

журналист

ТРАНССЕКСУАЛЫ,

или

Нам исправляют ошибну природы

За окном — тусклое сумрачное утро. Яркий свет и блеск кафеля в операционной лишь подчеркивают ощущение нереальности происходящего. На столе лежит 22-летняя девушка, которую зовут Анатолием. Врачи ведут хирургическую коррекцию пола, поскольку природа ошиблась, вложив в женское тело душу мужчины. Сейчас Аяатолию будут отрезать грудь. Впрочем, «отрезать» — терминология обывательская, и хирургам она не нравится. На самом деле пациенту будут удалять молочные железы, чтобы постепенно привести тело в соответствие с документами. Эта женщина пожелала поменять свой пол и по паспорту — уже мужчина.

Меня бьет дрожь оттого, что сейчас произойдет. А Анатолий улыбается. Вот-вот дадут наркоз, и я подхожу ближе: «Тебе не страшно?» Он счастливо вздыхает: «Я мечтал об этом всю жизнь».

Не могу, к сожалению, назвать имена хирургов. Уж больно дело ихделикатное... Скажу только: работают они в Москве, в Центре репродукции человека и планирования семьи, которым руководит профессор В.И.Васильев, и уже превратили больше сотни женщин в мужчин. И наоборот. Реакция читателей на статьи о проблемах транссексуализма (а таких публикаций считанные единицы) разная. Эмоции — от сочувствия до недоумения и дальше, до отвращения. Некоторые удивляются: зачем об этом писать, ведь таких очень мало?

Мало? Специалисты утверждают: достаточно много. Примерно каждый десятитысячный человек на планете рождается транссексуалом. В США, скажем, делают около 3 тысяч операций по коррекции пола в год и еще около 6 тысяч — неофициально. Кстати, в этой стране межд>на родная профессиональная ассоциация врачей, специализирующихся на коррекции пола, была создана еще в 1978 году. И кредо ее сформулировано по отношению к пациентам весьма тактично: «Мы имеем дело с хирургией, восстанавливающей, а не изменяющей пол!»

В родном же отечестве транссексуалов подсчитать трудно. Трагедия их в том и состоит, что они не знают, куда податься со своей бедой. «Периодически посещал врачей... всем было интересно разглядывать меня, но помочь никто не мог». «Я хожу к знакомому врачу, а в гинекологию мне идти стыдно... Расспросы начинаются, и все бегут смотреть, как на зверя в зоопарке». «Трудно рассказать о своей беде. Но сколько лет терпел, а потом все-таки выплеснулось. Очень стыдно в женском белье появляться перед врачом, но ничего не могу с собой поделать. Иногда мне кажется, что мужского во мне ничего нет, кроме тела. Не знаю, как жить...». Это — из писем хирургу. И как результат: больше половины транссексуалов подумывают о самоубийстве, примерно треть пытаются покончить с собой.

Бывают и вовсе уникальные случаи. Мужчина долго и тщетно добивался психиатрической экспертизы, после которой он мог бы получить докум -и гы для смены пола и разрешение на операцию. Как водится, гоняли по инстанциям, усугубляя и без того гнетущее состояние. Тогда он явился в один из московских институтов психиатрии. Разделся и... резанул бри гвой по половому члену. От боли потерял сознание. Очнулся в больничной палате. И с горечью обнаружил, что так ему ненавистное пришито обратно.

Это —реальный случай, описан в медицинской литературе, и над ним стоит задуматься. Некоторые медики считают, что количество нерешаемых проблем у транс-

12