Техника - молодёжи 1992-10, страница 51счете, к миру, в котором не может быть ничего, противоречащего этому прогрессу... «Природная сущность» машины — стать максимально надежной, максимально простой в использовании... Се годня автомобиль достиг такой степени совершенства, при котором любой человек, если он не слепой и не паралитик, может сесть за руль после нескольких уроков. Чтобы приемлемо водить автомашину, сегодня нужно куда меньше мужества и умения, чем для того, чтобы сесть на лошадь. Через двадцать лет, возможно, мужество и умение не будут требоваться вовсе. Вот почему, если рассматривать общество как целое, следует признать, что движение от лошади к автомобилю пролегает через полную автоматизацию мира Возьмем другое изобретение, на пример, самолет, который на первый взгляд существует отнюдь не для того, чтобы делать жизнь более безопасной. Первые авиаторы были людьми необыкновенной отваги, да и сегодня еще требуется добрая порция мужества, чтобы пилотировать аппарат тяжелее воздуха. Но машина уже проявила свою «природную сущность». В скором времени управление самолетом, как сегодня автомобилем, станет доступно каждому. На решение этой задачи направлены усилия миллиона инженеров, зачастую даже не подозревающих, что именно они делают. И в конце концов — такова цель, даже если в полной мере ее не удастся достичь никогда,— вы получите самолет, для управления которым от пилота будет требоваться не больше умения, чем требует от ребенка прогулка в коляске. Именно в этом на правлении движется — и должен дви гаться! — весь технический прогресс. Машина эволюционирует, становясь все более простой и более надежной в использовании. Высшая цель ее развития — обрести полную независимость от человека. Однако пойдем дальше. Теперь стоит спросить, существует ли хоть ка-кая-то сфера человеческой деятельности, которой не угрожает всемогущество машин? Назначение машины — избавить нас от необходимости работать В полностью механизированном мире всякий неблагодарный и постыдный труд будет поручен машине, что освободит нас для занятий, более достойных нашего интереса. Представляемая под таким углом перспектива достойна восхищения. Дико видеть, как полдюжины людей копают канаву для водопровода, тогда как довольно простая по конструкции машина вырыла бы ее за две-три минуты. Почему бы не доверить копание канавы машине и не позволить людям заняться чем-нибудь другим? И тут же возникает вопрос: чем «другим»? Теоретически люди освобождаются от «работы», чтобы заняться чем-то, что «работой» не явля- 4 «Техника - молодежи» № 10 ется. Но что такое «работа», где провести грань? Копать землю, пилить дрова, сажать деревья, охотиться, ездить на лошади, играть на пианино, фотографировать, строить дом, готовить еду, сеять, чинить велосипеды — это работа? В равной степени это работа для одних и отдых — для других. Мало найдется таких видов деятельности, которые можно было бы однозначно отнести к одной или другой категории.. Истина в том, что, когда человек не ест, не пьет, не спит, не занимается любовью не играет в какую-то игру — а все эти дела не могут занять всю жизнь,— он испытывает потребность работать. Он ищет работу, даже если для себя он называет ее как-то иначе. Всякий, стоящий на ступеньку выше деревенского дурачка, понимает, что жизнь в громадной мере обязана состоять из усилий. Человек — не желудок на ножках, как полагают примитивные гедонисты. У человека есть руки, глаза и мозг. Стоит перестать пользоваться руками, и вы тут же потеряете значительную часть того, что составляет вашу личность. Вновь обратимся к примеру людей, копающих канаву под водопровод. Как только машина освободит их от этого занятия, они займутся чем-то другим — скажем, пойдут плотничать. Но куда бы они ни подались, они будут снова и снова натыкаться на машину, которая должна все делать вместо них. Ибо в полностью автоматизированном мире плотники, повара, мастера по ремонту велосипедов не нужны точно так же, как не нужны землекопы. Нет практически ни одного вида человеческой деятельности, которую не могла бы сделать машина. Она способна посягнуть и на то, что мы называем «творчество». И уже посягнула — это кино, радио. Автоматизируйте мир до предела, и везде, куда бы вы ни пошли, вы наткнетесь на машину, которая будет для вас преградой на пути к работе, то есть к жизни. На первый взгляд это может показаться не таким уж опасным. Что может помешать вам посвятить себя своей «творческой» работе, ничуть не заботясь о том, что какая-то там машина может сделать ее за вас? Но все не так просто, как кажется Предположим, я, служащий страховой компании, после восьми часов си дения в конторе желаю развлечься — к примеру, собираюсь соорудить для себя стол. Заметьте: в этом уже изначально присут ствует нечто противоестественное, поскольку множество специализированных фирм горит желанием доставить мне уже готовый и куда более качественно сделанный стол... Доски, которые я покупаю для своего будущего стола, обработаны машинами, ножки — выточены токарным станком. И вообще — я могу купить полный набор деталей, и мне останется только собрать их. В этом случае работа сведется к тому, чтобы ввинтить несколько шурупов и пройтись по доскам шкуркой. Если все это возможно уже сегодня, то в механизированном мире будет гораздо хуже При тех материалах и инструментах, которые наверняка появятся, я не смогу уже сделать что-то неправильно, и, стало быть, никакого умения от меня требоваться не будет... Но, возразят мне, почему нельзя сохранить и машины, и творческую ра боту? Почему бы не развивать этот анахронизм в форме развлечения в свободное время? Многие лелеяли эту идею, способную, на их взгляд, просто и элегантно решить все проблемы, поставленные перед людьми машинами Возвратившись после двухчасового рабочего дня с завода, где он нажимал кнопку агрегата по консервированию помидоров, гражданин Утопии, говорят нам, по собственной воле отдается во власть более примитивного образа жизни, лепя из глины горшок. Почему такая картина представляется абсурдной? Потому что существует принцип, который, хотя он действует повсеместно, тем не менее четко не всегда понимается: если есть некая машина, мы не можем ею не пользоваться. Никто не пойдет за водой к колодцу, если достаточно повернуть водопроводный кран... Ни одно существо на Земле не ищет трудностей ради них самих, осо |