Техника - молодёжи 1992-10, страница 50

Техника - молодёжи 1992-10, страница 50

Наши публикации

Английского писателя и публициста Дж.Оруэлла, некогда у нас в СССР запрещенного, а ныне, пожалуй, известного у нас в СНГ даже больше, чем у себя на родине, представлять читателю, думается, не надо. Вряд ли кто-нибудь хотя бы понаслышке незнаком с его знаменитыми антикоммунистическими романами «1984» и «Скотный двор». Зато не все знают, что именно в «ТМ» (№ 2 за 1988 год) впервые был опубликован небольшой отрывок из «1984» — еще до того, как произведение в полном виде появилось на русском языке...

Упоминаем об этом не для того, чтобы забить некий столб в качестве первопроходцев — «ТМ» в подобной саморекламе не нуждается. Примечательно другое: данный отрывок был использован в комментарии к одной из наших «Антологий», посвященной не разгаданной до сих пор тайне так называемых «поющих болидов». А теперь легко убедиться, что интерес Дж.Оруэлла к нерешенным вопросам науки и техники был отнюдь не случаен — это подтверждает предлагаемая статья.

Ну а то, что датирована она символическим для нашего народа годом, опять-таки возвращает нас из круга проблем научно-технических к проблемам совсем иного рода...

Джордж ОРУЭЛЛ

Земля, на которой социализм стал бы реальностью, должна быть по меньшей мере столь же технически развитой, как в настоящее время Соединенные Штаты, и, очевидно, даже больше.

Мир социализма всегда представлялся полностью механизированным, строго организованным и столь же прямо зависящим от техники, сколь античные цивилизации, вероятно, зависели от рабов.

Беда в том, что социализм, такой, каким его обыкновенно представляют, связывает себя с идеей технического прогресса, понятой не как необходимый этап, но как самоцель — я бы даже сказал, почти как новая религия... Карел Чапек замечательно показал этот феномен в конце своей страшной пьесы «РУР», когда роботы, уничтожив последнего представителя человеческого рода, объявляют о своем намерении «построить много домов» (ради самого удовольствия их строить, не более того)...

В первую очередь нам необходимо ответить на вопрос: «В чем назначение машины?» Ясно, что прежде всего в том, чтобы облегчить жизнь людей, и люди, в полной мере принимающие принципы механистического общества, редко стремятся увидеть, что скрывается за этой функцией.

В книгах любого из ярых приверженцев механистического мира — Г Уэллса, например,— вы найдете массу подтверждающих это деталей. Сколько раз слышали мы обязательный в таких случаях припев о «машинах, нашей новой расе рабов, которые позволят человечеству прийти к освобождению» и т.д. Для этих мыслителей единственная опасность, связанная с машиной, кроется в том, что машину можно использовать в разрушительных целях, как, например, самолеты в случае войны. Однако, если оставить в стороне непредсказуемые войны и катастрофы, будущее понимается как все более быстрое движение технического прогресса.

Машины — чтобы избавить нас от трудов, машины — чтобы избавить нас от напряжения мысли, машины — чтобы избавить нас от страданий, чтобы привнести в нашу жизнь больше чистоты, эффективности, организованности... Чем дальше, тем больше организованности, тем больше машин, и мы подходим к знакомой нам уэллсовской утопии, которую так справедливо поддел в своем романе Хаксли,— к раю сытеньких человечков. Естественно, мечтая о таком будущем, маленькие сытенькие человечки видят себя не маленькими, не сытенькими, они представляют себя скорее равными богам. Но почему они станут и маленькими, и сытенькими? Технический прогресс направлен на достижение все большей своей эффективности; иначе говоря, в конечном