Техника - молодёжи 1992-12, страница 37

Техника - молодёжи 1992-12, страница 37

Кор эткие корреспонденции

Когда сопровождающий по выставке произнес: «АнтиСПИД!» — американцы столпились вокруг прибора, и один за другим стали класть палец на «плаху». Раздавался хлопок — и они с неподдельным удивлением и недоверием разглядывали, как появлялась капля крови.

А удивлялись, наверное, потому, что у них целая индустрия развита по производству разовых игл (скарификаторов) для взятия крови на анализ, но применить лазер, чтобы исключить малейшую возможность передачи любого вируса,— до этого додумались только в России. Причем умудрились даже получить в Японии патент.

В чем же «изюминка» перфоратора, созданного в малом государственном предприятии «Инженерный центр новых технологий» Института ядерных исследований РАН? В нем используется обычный лазер. Длина волны, излучаемой его кристаллом из синтетического граната, легированного эрбием и хромом, совпадает с полосой поглощения воды, из которой почти на 90% состоит человек. Отсюда и суть идеи: луч, попавший на кожу, как бы прожигает ее, но без ожога, поскольку вода, поглощая энергию луча, мгновенно испаряется. В итоге образуется канал, через который и вытекает кровь.

Чтобы совершить такую операцию, плотность энергии луча составляет 1 МВт/см2 Любителям статистики приведем несколько цифр. Длина волны излучения около 3 мкм, ширина пучка 0,5 мм, вес прибора 13 кг, размеры 120x170x400 мм, служит он 5 лет, гарантия год. Нужно отметить, что в разработке прибора участвует НПО «Зенит».

Перфоратор испытан в Главном военном госпитале имени Н.Н.Бурденко, больнице имени С.П.Боткина и разрешен для применения Минздравом России.

Сегодня малое предприятие совместно с концерном «Фазатрон» наладило выпуск 1000 приборов в год, что совсем непросто в наше время, когда производство почти

Игла без иглы, укол без укола»

И совсем не страшно всюду падает и желающих вкладывать в него деньги очень мало.

— Помог наш институт, который выделил в аренду оборудование и помещение,— объясняет директор центра В.Г.Полуш-кин,— Рискнул «Инкомбанк», выдав нам 2 млн. руб. под 20% годовых. От идеи до серии прошло 4 года. Самым сложным оказалось получить разрешение Минздрава на использование прибора. А тут новая напасть — когда были готовы первые образцы, мы сели на «мель». Ведь стоимость перфоратора из-за подорожания всех материалов сразу выросла с 25 тыс.руб. до 70 тыс. И многим нашим заказчикам — больницам, клиникам — он оказался не по карману.

Это был очень сложный, пожалуй, даже критический период. Как выжить? Именно тогда они стали активно заниматься пои

ском зарубежных покупателей. Причем поначалу набили немало шишек. Иностранные бизнесмены проявляли большой интерес, и многие тут же предлагали создать СП, но потом все развалилось.

После нескольких попыток стало ясно: иметь дело с торговцами — лишь время терять. Надо выходить на производителей медицинской техники. Они контролируют рынок и чужих на него не пускают. Тем более без них вряд ли удастся решить, пожалуй, главную проблему: гарантийное обслуживание продукции. Ведь у центра пока нет денег, чтобы создать такую сеть. Что же — на зарубежный рынок путь закрыт?

— Нет,— отвечает Полушкин — Мы налаживаем контакты с развивающимися странами, в частности, Бангладеш, Таиландом. Там пробиться со своей продукцией проще. В странах же Запада надо убедить привередливую публику, избалованные клиники, что прибор им необходим. А уж они как-нибудь сами решат проблему со всемогущими производителями. Такую кампанию мы провели, дали широкую рекламу, раздали перфораторы в несколько медицинских учреждений, и лед тронулся. На перфоратор обратила внимание инвестиционная банковская группа «D.N.Blair and С», в которую, в частности, входит всемирно известная фирма по изготовлению лекарств и медицинского оборудования «Джонсон и Джонсон». Сейчас ведем с ними переговоры, так что перспектива, кажется, появилась.

А что же наши люди? Дойдет ли до них прибор, предохраняющий от СПИДа? И здесь сдвиг произошел. Медицинские учреждения все же изыскивают средства и начали закупать перфораторы, а отдельные клиники приобрели по 4-5 экземпляров. Это, кстати, позволило центру не только расплатиться с банком, но и оборудовать под производство новые помещения.

Адрес для контакта: 142092, г.Тронцк, Московская обл., «Инженерный центр новых технологий ИЯИ РАН». Телефон: 334-08-61.

Поразительно, но у американских и российских ученых, пытающихся приспособить военные технологии к мирной экономике, одни и те же проблемы.

— Например, при знаменитой Ли-верморской лаборатории даже была создана специальная служба конверсии, однако ее успехи оказались более чем скромными,— рассказывает директор Института исследования и развития бизнеса при школе бизнеса и экономики Калифорнийского госуниверситета (г. Хей-ворд) Б.Макнаб — Во всяком случае, продать на рынке свои разработки ливермо-ровцы так и не смогли Узнав об этом, наш институт предложил привлечь к поиску покупателей студентов, специализирующихся в области бизнеса и маркетинга.

Прямо скажем, к этой идее ученые мужи отнеслись скептически. Ну как может молодежь, толком не понимающая в технике, найти сферу для ее применения, а тем более объяснить клиентам достоинства и возможности той или иной идеи? И тем не менее эксперимент состоялся.

Какова была схема работы? Ученые составляют патент на определенную технологию.

Студенты зарабатывают на конверсии. Но в США...

Студенту важно понять не ее суть, а то, что она способна выполнить. Именно это прежде всего интересует рынок. Например, есть метод обнаружения движущегося предмета без применения сложных систем локации. Собирается группа студентов, и начинается мозговая атака: как и куда можно сие пристроить? Допустим, для предотвращения автомобильных аварий? Или для охраны картин в галерее? Вариантов набирается множество. Затем следует поиск фирм, которые предположительно могли бы взяться за выпуск подобной продукции. Если таковые находятся, переходят к зондажу рынка. Кто способен купить это изделие, в каком количестве, в каком исполнении?

Подчеркнем, что на различных этапах к работе привлекались ученые Ливермора,

опытные бизнесмены, инженеры компаний-производителей.

Каков же итог эксперимента? Он превзошел все ожидания. Продано много лицензий, созданы новые фирмы, осваивающие ливермор-ские технологии. Правительство США попросило расширить опыт на 700 лабораторий, принадлежащих государству и специализирующихся в основном в военной области.

— В чем причины успеха? — объясняет В.М.Озерный, профессор того же института.— Как ни странно, недостаток, считавшийся у студентов главным — отсутствие инженерного образования,— стал их достоинством. Они не скованы знанием возможностей определенной технологии, не ведают, что «это нельзя». Их воображение не зашорено мнениями авторитетов. И еще очень важно, что они разбираются в бизнесе, ориентируются в законах рынка. Считаем, что в бывшем СССР студенты и «оборонка» смогут найти точки контакта, что принесет обоюдную пользу.

Юрий МЕДВЕДЕВ

35