Техника - молодёжи 1993-01, страница 63

Техника - молодёжи 1993-01, страница 63

Узелок на память

«В этой башне у нас водоем...»

Немногие знают, что знаменитая Сухарева башня, сооруженная в Москве в 1692 — 1695 годах по проекту архитектора М.И.Чоглокова в честь стрелецкого полковника Л.П.Сухарева, в прошлом веке использовалась в качестве водонапорной башни, питавшей раздаточные фонтаны столицы мытищинской водой. Цистерна занимала целый этаж и была столь огромной, что ее показывали, как диковинку, заезжим гостям и иностранцам. «Вид этого висящего на большой высоте озера, по которому можно кататься в лодочке — так оно велико,— производит необычайное впечатление»,— писал французский литератор маркиз Астольф де Кюстин, посетивший Москву в 1839 году.

Сами москвичи очень гордились уникальным сооружением. Патриот Москвы поэт

М.А.Дмитриев образно описал устройство водопровода и водонапорной башни.

Ныне, когда о народной нужде промышляет наука,

В этой башне у нас водоем, как озеро в рамках!

Чистой воды, как хрусталь, бьют ключи, заключенные в трубы,

Их издалека ведет под землею рука человека,

Литься заставя на пользу,

скакать в высоту на потеху!

И это бесценное сооружение, изумлявшее наших предков, было снесено в 1934 году, как мешавшее уличному дви-жению ^

Г.ПРЯДИЛЫЦИКОВ,

инженер

P.S. Три века исполнилось бы сейчас Сухаревой башне. В «ТМ» № 12 за 1986 г. подробно рассказывалось о проекте ее воссозйания, разработанном инженером-строителем П.М.Мягковым, архитекторами П.Н.Рагулиным, В.П.Об-росовым-Серовым и Ю.П.Обро-совым. Против сноса башни выступали зодчие И.В.Жолтовский и А.В.Щусев, художник П.Ц.Корин, писатель А.М.Горький, в поддержку ее восстановления — писатели Л.М.Леонов и А.А.Вознесенский, академики Д.С.Лихачев и Б.А.Рыбаков, многие видные представители отечественной культуры. Но, как и следовало ожидать, и в том, и в другом случае никакого понимания со стороны властей не последовало.

Заметки на манжетке

Здесь был Наполеон

Сколько копий изломали наши моралисты по поводу варварского обычая туристов испещрять надписями исторические здания и памятники. А ведь каких-нибудь полтора века назад А.С.Пушкин не только считал извинительной эту слабость «славолюбивых путешественников», но даже сам, по собственному признанию, не удержался, чтобы не оставить свой автограф на камнях минарета в ауле Татар-туб, где был убит брат героя его неоконченной поэмы «Тазит». Утверждают, что еще сотню лет назад путешественники могли видеть на вершине пирамиды Хеопса подпись Наполеона, а на куполе храма св.Петра в Риме красовалась собственноручная надпись императора Николая I: «Я здесь молился о дорогой России». В этой связи интересно наблюдение, сделанное знаменитым шлиссельбуржцем, почетным членом АН СССР Н.А.Мо-розовым: по его мнению, наиболее достоверные документы об истории Афин — именно случайные надписи жителей на городских камнях и зданиях, причем ни одна из них не уходит в глубь времен дальше X в. н.э.!

Платок жены член-корра

Петр Иванович Рынков (1712 —1777) вошел в российскую историю как первый и долгое время единственный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Этой чести он удостоился не только за, так сказать, пассивное прославление Поволжья, Урала и Прикаспия путем издания обширных описаний по их географии, истории, археологии и этнографии, но и за активное стимулирование новых производств, использующих их природные богатства. И здесь немалую поддержку мужу оказывала Алена Денисьевна. Например, по его просьбе она спряла пряжу и связала несколько ажурных платков из пуха трав кипрея, молочая, в изобилии произраставших в Оренбургском крае. Отправленные для демонстрации в Петербург, эти платки были высоко оценены в Вольном экономическом обществе, которое сообщило Рычкову о том, что посылает его супруге «медаль золотую с вырезанием ее имени, желая, чтобы подражали сему похвальному ее старанию и прочие благородные жены Российского государства».

Поощренная столь высокой оценкой, Алена Денисьевна по совету Петра Ивановича изготовила пряжу из козьего пуха, который тогда считался

ни к чему не пригодным и вместе с козьей шерстью шел на изготовление тюфяков, грубых войлоков и подстилок. Эта пряжа получилась такой нежной и тонкой, что с ней ни в какое сравнение не шла пряжа из овечьей шерсти. Алена Денисьевна и несколько других мастериц стали вязать из них головные платки, они вошли в моду, возник промысел, и со временем на весь мир прославился теплый, но невесомый оренбургский пуховый платок...

«Медник, он же циник»

У кого не вызывало улыбки гоголевское описание губернского города NN в «Мертвых душах», где упоминается магазин картузов и фуражек, над которым красовалась вывеска «Иностранец Василий Федоров». Не исключено, что эту деталь Николай Васильевич подметил в Москве; в его время действительно существовал магазин с вывеской «Портной Иван Доброхотов из иностранцев». Знаменитый знаток московской старины М.Пы-ляев приводит еще несколько оригинальных названий: «Продажа разных мук», «Фортепьянист и роялист», «Медник, он же циник»...

Г.КОТЛОВ,

инженер

Неизвестное об известном

Два Александра

Казалось бы, что, кроме одинаковости имени, может связывать двух Александров — Александра Павловича Брюллова (1798 — 1877) и Александра Александровича Летнего (1848 - 1883)?

В самом деле, первый — блестящий выпускник Императорской Академии художеств, человек близкий к царскому двору и водивший дружбу с представителями высшей аристократии и чиновничества. Второй — скромный воспитанник Петербургского технологического института, проработавший большую часть жизни в стенах этого учебного заведения.

Первый по окончании академии был на несколько лет командирован в Западную Европу, куда отправился со знаменитым востоковедом и изобретателем гальванической мины и телеграфа П.Шиллин-гом (1786 — 1837) и известным оренбургским губернатором графом В.Перовским (1795 - 1857). Во время этих странствий Александр Павлович, с разрешения неаполитанского короля, делал зарисовки и обмеры на раскопках засыпанной пеплом Везувия древней Помпеи. Говорят, что именно он подсказал своему прославленному брату

Карлу сюжет картины «Последний день Помпеи». Второй ездил, главным образом, по России, изучая ее нефтяные месторождения.

Первый прославился созданием множества великолепных зданий, из которых наиболее известны Пулковская обсерватория и Штаб гвардейского корпуса, замыкающий восточную часть Дворцовой площади в Петербурге. Второго знал узкий круг специалистов по его работам в области переработки нефти, заложившим основы крекинг-процессов.

И тем не менее общее, что связывает этих никогда не встречавшихся людей, есть: оба они внесли важный вклад в развитие асфальтового дела. Именно Александр Брюллов впервые в России применил столь новый тогда асфальт, которым в 1840 году покрыл часть полов в подвалах Штаба гвардейского корпуса. Летний же, основываясь на своих исследованиях по нефти, в 1874 году спроектировал и построил первый в России асфальтовый завод в Сызрани!

Г.СМИРНОВ, инженер

«1