Техника - молодёжи 1993-03, страница 63

Техника - молодёжи 1993-03, страница 63

Листая архивы

О нас...

О таинственной Московии даже просвещенные европейцы рассказывали много диковинного, а о Сибири — тем паче. Например, немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн, посетивший Россию в 1517 и 1526 годах, в своих «Записках о московит-ских делах» весьма авторитетно утверждал, что сибиряки на зиму умирают, а по весне оживают (куда там впадающим в спячку медведям или лягушкам). А дабы не было сомнений, приводил и точные даты: массовый замор — 27 ноября, воскрешение — 24 апреля.

Больше того, не менее ученый профессор географии из Страсбурга Мартин Вайтзее-миллер (тот самый, который предложил назвать Америкой открытый Колумбом материк), ничтоже сумняшеся, населил Сибирь «песьеголо-выми». Одного из них, для достоверности, даже изобразил на карте. Облаченный в звериные шкуры и вооруженный увесистой дубиной, сибиряк отличался от нормального человека только собачьей головой.

О них...

В 1853 году российское министерство народного просвещения решило направить в США академика Иосифа Христиановича Гамеля для ознакомления с достижениями тамошней науки и техники.

Ходатайство на сеи счет было направлено на высочайшее утверждение. Император Николай I, ознакомившись с оным, соизволил собственноручно начертать: «Согласен, но обязать его секретным предписанием отнюдь не сметь в Америке употреблять в пищу человеческое мясо, в чем взять с него расписку и мне представить».

Напомним, что Гамель отправлялся отнюдь не в дебри Амазонки и не на Огненную Землю, а в университетские города и крупные промышленные центры США Что и говорить, самодержец имел весьма своеобразное представление о «лучших домах Филадельфии».

М.ЧЕКУРОВ, инженер

Неизвестное об известном

В переводе на родной язык

В 1755 году знаменитый естествоиспытатель, создатель системы растительного и животного мира Карл Линней (1707 — 1778) написал капитальный труд «Шведская флора». Но по традиции того времени родные мхи, подснежники, одуванчики и прочие образцы скандинавской флоры ему пришлось описывать на классической латыни. Из-за этого его груд более 200 лет не был доступен большинству шведов. Лишь недавно одно из стокгольмских издательств, получив субсидии от Шведской королевской академии наук, первым президентом которой, кстати, был Линней, выпустило в свет перевод этой книги на родной язык ученого. И теперь каждый швед-

скии любитель природы может поразиться удивительной прозорливости и наблюдательности прославленного натуралиста. Ведь когда еше он призывал беречь природу, не вырубат ь леса, не затаптывать травы, не составлять букеты из полевых цвеюв которые через день выбрасываю 1ся на помойку!

«Каждый цветок божес!вен, писал Линней.— ибо он неповторим и имее г свое co6ci венное предназначение в гармонии Вселенной»

Я буду знаменит другим!

В 1909 юду Нобелевскую премию по физике разделил с итальянским предпринимателем Гульельмо Маркони (1874 — 1937) немецкий радиотехник Карл Браун (1850- 1918) Официальная формулировка гласила что она присуждается Брауну «за основополагающие рабо(ы по беспроволочной передаче сигналов». И действительно. его заслуги в этой области неоспоримы Именно Браун изобрел колебательный контур с большой емкостью и малым затуханием; именно он разделил антенну и искровой разрядник и создал передатчик, резко увеличивший дальность радиотелеграфной связи; именно он, нако

нец, изобрел рамочную антенну и обнаружил полупроводниковые свойства сернистых металлов, ставших основой детекторных приемников. И тем не менее на банкете в Страсбургском университете, где ученого чествовали по случаю присуждения Нобелевской премии, Браун неожиданно заявил, что ею удостоен не самый важный его вклад в науку.

— Поверьте,— сказал он коллегам,— я буду знаменит совсем другим!

Причем очертил рукой в воздухе какой-то круг.

И что же? Оказывается, в 1887 году он сконструировал катодную трубку, в которой движением пучка электронов управляло магнитное поле. Она-то и стала основой современной осциллографии, радиолокационной техники и телевидения Г.МАЛИНИЧЕВ, инженер

Почтовый ящик

Уникальная находка

В 1991 году польские поисковики обнаружили в Бело-стокском воеводстве корпус советского бронеавтомобиля ФАИ-М. Находка уникальная, поскольку ни одна машина данного типа не сохранилась. Сейчас она находится в военном музее Белостока, где и сделан снимок.

Бронеавтомобили ФАИ выпускались с 1932 по 1936 год на Ижорском заводе в Колпине, под Ленинградом. Базой для них служили шасси легкового автомобиля ГАЗ-А. Боевая масса составляла 2 т Экипаж — 2 человека. Броневая защита — 6 мм. Вооружение — пулемет ДТ в башне. Двигатель мощностью 40 л.с. позволял развивать скорость до 80 км/ч, запас хода по шоссе — 200 км. За четыре года было произведено 676 машин.

С 1938 года почти все ФАИ

прошли модернизацию, которая главным образом свелась к перестановке броне-корпусов на более совершенное шасси ГАЗ-MI с 50-сильным двигателем. При этом динамические xapaKie-ристики бронеавтомобиля несколько улучшились. Кроме того, на ФАИ-М применили пулестойкие шины ТК, заполненные губчатой

резинои.

В качестве штабных и разведывательных машин ФАИ и ФАИ-М принимали участие во всех боевых действиях, которые Красная Армия вела в конце 30-х годов, и, разумеется, в Великой Отечественной войне.

М.БАРЯТИНСКИЙ,

инженер