Техника - молодёжи 1993-05, страница 63

Техника - молодёжи 1993-05, страница 63

мотор на 800 л.с. Он постоял, постоял, а потом снял пенсне и заявляет: «Нашей авиации нужен двигатель на 1600 лошадей. И сделать его чертежи необходимо за неделю!» — «Есть,— отвечаю, — задание будет выполнено». И что же? В следующий визит он сразу ко мне. Отдергиваю занавеску с чертежа и показываю свой «шедевр»: а я просто пририсовал сбоку тот же мотор в зеркальном изображении и ко-ленвалы обоих соединил через паразитку. Берия аж залюбовался: «Ну, постарался! Ну, молодец!» Вот и выходит, что договорились мы с ним на пятидесяти процентах...»

Нет уж, подумали мы, между «на пятьдесят» и «на пятидесяти» — большая разница!

Г. КОТЛОВ и Ю. ФЕДОРОВ, инженеры

Древней России»); половинных — Д. Перевощиков («Руководство к астрономии») и Н. Устрялов («Сказания современников о Дмитрии Самозванце»). И с этого момента он ежегодно пополнялся новыми именами, среди которых мы встречаем как всемирно известные — Менделеев, Пирогов, Чебы-шев, Якоби, Литке, Востоков, так и никому уже не ведомые — Боде, Бобинский, Дихт, Боннель, Геппенер.

Первое место по числу полученных демидовских премий занимает великий хирург Н. И. Пирогов, получивший три полных и одну половинную премии. На втором месте выдающийся русский китаевед, создатель первых китайско-русских словарей и других трудов Н. Я. Бичурин (отец Иакинф) — две полных и две половинных. На третьем — историк, автор «Энциклопедии законоведения» К. А. Неволин — две полных и одна половинная.

Г. СМИРНОВ,

инженер

Читая классиков...

«Его ум просто огромен...»

Гонор людей с дипломами не всегда оправдан. В самообразовании есть свои достоинства и подчас весьма большие. Примером может служить Джеймс Уатт (1736 — 1819), который учился лишь в начальной школе, да и ту не окончил. Зато потом, выбрав профессию механика, он самостоятельно овладел немецким языком, чтобы читать груды по механике, итальянским — для изучения математики, французским — философии и астрономии. Кстати, его компаньон Болтон вспоминал, что Уатт вечно досаждал ему беганием по библиотекам...

Внедрение паровых машин во многих областях промышленности принесло Уатту всемирное уважение и признание: в 1785 году его избрали членом Лондонского королевского общества; в 1806 году — почетным доктором наук университета в Глазго; в 1814 году — членом Парижской академии наук. Удостоен он и других, не ме-

Досье эрудита

АЛХИМИСТЫ И АЛГЕБРАИСТЫ

В документах Московского аптекарского приказа в XVII веке в числе лиц, причастных к врачеванию, упоминаются специалисты двух категорий. Во-первых, доктора, лекари, окулисты, чепучинные и че-чуйные лекари, цирульники, гортанные мастера и костоправы. И во-вторых, аптекари, водочники (дистилляторы), алхимисты и аптекарских и алхимических дел ученики, травники и помясы.

Разница между ними состояла в том, что первые знали, как и какими лекарствами лечить, но не были обучены приготовлению самих лекарств. Этим-то и занимались вторые, среди которых, как мы видим, важное место занимали алхимисты. Как же могло случиться, что в России, вообще не знавшей алхимии, алхимисты не только существовали, но даже занимали официальные должности при царском дворе?

Хотя в старинных документах ничего не говорится о функциях алхимистов, по некоторым косвенным сведениям можно понять, кто они такие. По мнению академика

нее солидных званий.

Все эти почести вполне заслуженны. Ведь Уатт был не только уникальным и многосторонним изобретателем, но и крупным ученым и эрудитом. Достаточно сказать, что именно он, а не французские ученые, стал инициатором введения общеевропейской десятичной (метрической) системы мер!

Уатт отлично разбирался в истории Англии и ее религиозных войн. Он штудировал газеты от корки до корки, находил время для чтения исторических романов и работ французских энциклопе-

П. И. Вальдена (1863 - 1957), алхимисты готовили лекарства совместно с аптекарями, но выполняли при этом разные роли. «Аптекарю,— писал Вальден,— была поручена как продажа и контроль лекарств, так и рецептура и «надкушивание», то есть приготовление сложных медикаментов по рецептам, составленным докторами, и их физиологическое испытание, а алхимист скорее всего являлся лаборантом, занимающимся экстрагированием, перегонкою, кальцина-циею, очисткою, кристалли-зациею и т.д., то есть приготовлением отдельных химических препаратов в аптекарской лаборатории».

Наиболее способные из ал-химистов, пройдя научную подготовку и выдержав испытания, предусмотренные аптекарской корпорацией, могли повыситься в звании и стать заправскими аптекарями.

Еще более причудливую трансформацию испытало слово «алгебраист», под которым ныне понимают ученого, специализирующегося на определенном разделе математики. Сам термин «алгебра» происходит от названия трактата, который написал арабский мудрец Магомет - ибн - Муза-Альхорезми (Магомет сын Музы из Хо-

дистов... Но лучше предоставим слово его современнику, знаменитому писателю Вальтеру Скотту (1771 - 1832). В своих мемуарах «Монастыри» он писал: «Я до сих пор юреживаю и помню все, что случилось в тот примечательный вечер. Старик Уатт с благосклонностью и вниманием выслушивал вопросы присутствующих и каждому давал ответ. Его ум просто огромен, а воображение охватывает все темы сегодняшнего мира. Один из гостей — весьма сведущий филолог — затеял разговор о происхождении письменности. Уатт разговаривал с ним так, будто сам жил во времена грека Ка-дема, которому легенда приписывает создание древнегреческой азбуки. Другой гость — знаменитый критик, поговорив с Уаттом, пришел к заключению, что механик всю жизнь изучал изящную словесность и политическую экономию. О точных науках и говорить не приходится. Тут он был блистательным собеседником, ибо это была его специальность».

Г. МАНАФЕРОВ, инженер

резма). А назывался он так: «Аль-Джебр-в-альмукабала», что означает: «Восстановление и противоположение». Его содержание показывает, что под операцией «джебр» — восстановление — Альхо-резми имел в виду перенос членов из одной части уравнения в другую.

Латинские переводчики сначала добросовестно переписывали название трактата целиком, но постепенно вторую половину стали опускать, и со временем наука о решении уравнений получила краткое наименование «аль-джебр» — алгебра. Но математическая дисциплина — алгебра — не смогла аннексировать и монополизировать гораздо более широкое по значению слово «аль-джебр». Как «восстанавливать», «исправлять то, что сломано» оно продолжало широко применяться в обиходе стран, подверженных арабскому влиянию. В частности, в Португалии и Испании врачей, «восстанавливающих» здоровье, нередко именовали «алгебраистами»! Поэтому, встретив человека с редкой фамилией Алгебраистов, не спешите заключать, что он — потомок математика. Куда вероятнее, что кто-то из его предков был врачом или костоправом!

Г. ПРЯДИЛЬЩИКОВ, инженер

61