Техника - молодёжи 1993-07, страница 18»> I III r# 4. L | Эти строки из довоенного стихотворения Константина Симонова с полным правом можно отнести и к судьбе замечательного художника Михаила Васильевича Петровского (1945 — 1993). Его работы хорошо известны всем, кто интересуется историей военной техники. К делу своей жизни он пришел не сразу. После школы работал в театре, затем на ремонтном предприятии одного из столичных аэропортов (с детства тянуло к авиации). На досуге рисовал для души аэропланы всех времен и народов. И однажды зая^ллся в Центральное конструкторско-технологическое бюро игрушки, где предложил свои услуги. — Для начала попросили сделать обложку для сборной модели самолета, мы ведь его совершенно не знали,— вспоминает Ю.Н. Маркович — Когда же он принес рисунок, сразу увидели: то, что нужно, и причем в его неповторимой манере. С тех пор Петровский не раз участвовал во всесоюзных конкур- ПАМЯТИ МИХАИЛА ПЕТРОВСКОГО сах на лучшие образцы сложной технической игрушки и предметов для технического творчества. Он был награжден 6 дипломами, несколькими почетными грамотами, премировался, получил ряд авторских свидетельств на собственные разработки. И все это без специального образования! А потом... «Я работал художником-оформителем, по ночам на кухне клеил сборные модели самолетов и думал... о смысле жизни,— писал Михаил Васильевич — Именно некоторые публикации «ТМ» натолкнули меня на мысль о роли художника в сохранении и воссоздании образцов исторической техники. Получив предложение редакции взяться за оформление очередной «Исторической серии», немедленно согласился, к тому же посвящалась она любезной моему сердцу авиации. Будучи уверен, что всяким делом нужно заниматься всерьез, вскоре ушел со службы на «вольные хлеба» (спасибо жене Ольге, пережившей это!) и целиком переключился на работу для журнала». Надо сказать, что Михаил Васильевич мастерски владел не только кистью, но и пером. С1978 года появляются иллюстрированные Петровским «Исторические серии» (12 выпусков в год), посвященные авиалайнерам и транспортным машинам Аэрофлота, боевым истребителям и бомбардировщикам, танкам и бронеавтомобилям, «Оружию Победы», городскому транспорту и сельскохозяйственной технике, спутникам и ракетам-носителям, локомотивам и мотоциклам, речным судам, сухогрузам, танкерам, боевым кораблям и парусникам; появляются и «музеи» (длительностью до 3 лет) — танковый, вертолетный и оружейный, не считая многочисленных рисунков к отдельным статьям. Воссоздавая облик старой техники, Петровский по возможности предпочитал работать на настоящих машинах или с подлинными документами, хотя и это было далеко не просто. «Помню, как в 1980 году прислали «синьки», на которых с большим усилием можно было различить очертания теплопаровоза,—вспоминал он.— Разложенный чертеж занял половину квартиры, и я две недели ползал по нему на коленях, разбираясь в хитросплетенных линиях». А если чертежей не было? Он ехал в танковый музей в Кубинку или авиационный в Монино, Политехнический, Центральный Вооруженных Сил, Исторический, Оружейную палату... Предоставим еще раз слово художнику: «Набрасываю в рабочем блокноте Никак не можем примириться с тем, Что люди умирают не в постели; Что гибнут вдруг, не дописав не долечив, не долетев до цели.. ННИ |