Техника - молодёжи 1993-07, страница 33

Техника - молодёжи 1993-07, страница 33

i иллерийского управления Г.И. Кулика и монополизировать все, что касалось бе-зоткаток. И даже больше: помните слова популярного тогда марша «мы рождены, чтоб сказку сделать былью»? Пожалуйста, получайте крохотный торпедный катер типа Г-5 с 152-мм ДРП (а это крейсерский калибр!); эсминец «Энгельс» ведет огонь из 305-мм ДРП (линкоровский калибр на корабле водоизмещением 1400 т!). На автомобиль ставят 305-мм гаубицу, на мотоциклет — 76-мм пушку. А Курчевский предлагает проект 500-мм безоткатки для легкого крейсера...

Увлекся новинкой и заместитель наркома обороны по вооружениям М.Н. Тухачевский. «Как я понял, ему до сих пор никто не возражал относительно его идеи перевода всей артиллерии на дина-мор еактивный принцип, но даже поддакивали»,— вспоминал конструктор В.Г. Грабин.

Прессинг был мощный, его испытывали и военные, и производственники. Последние, например, получали телеграммы от Орджоникидзе такого рода: «Если завод № 7 не освоит выпуск орудий Курчевского, то директор будет снят с работы!» А что за сим следовало, известно. И за 3 — 4 года пушек Курчевского выпустили около 5 тыс.!

И только после того, как они попали в РККА, выяснилось, что годятся лишь некоторые и то — для учебных целей. Дело даже не только в неудачном выборе ствола. Например, батальонную 76-мм ДРП красноармейцы могли перекатывать по полигону вручную, а при буксировке со скоростью 5 — 10 км/ч начинались поломки. Мотоциклы и автомобили, на которых Курчевский монтировал пушки калибром 76 — 305 мм, могли передвигаться только по асфальту. Авиационные, танковые и корабельные ДРП задумывались автоматическими. Однако картузы из нитроткани для пороха то и дело рвались, сгорали при выстреле неполностью и забивали канал ствола, постоянно ломался сложный механизм подачи, случалось двойное заряжание, приводившее к разрыву стволов. Это были

Образцы 65-мм и 76-мм авиационных пушек АПК-3 и АПК-4. Данные АПК-4: калибр — 76 мм, масса системы— 75 кг, масса снаряда — 3,2 кг, начальная скорость снаряда— 350 м/с, длина ствола —19 калибров, емкость магазина — 6 снарядов.

неустранимые пороки конструкции. Кстати, идея автоматической безоткатки оказалась вообще нереальной.

Добавим, что 37-мм бронебойные снаряды противотанковых ДРП пробивали броню не толще 20 мм, а 76-мм — не свыше 30 мм, и то когда угол их встречи с целью составлял 90°. Таким образом,

пушки Курчевского не могли противостоять даже современным им танкам!

Предложенные Курчевским 76-мм полевые шрапнели и осколочные снаряды не годились для стрельбы по самолетам — для этого требовался боезапас со специальными поражающими элементами и дистанционным взрывателем.

В 1915 году Курчевский предложил военным механический гранатомет, однако при испытаниях гранаты взрывались преждевременно, поражая расчет. В Главном артиллерийском управлении оплатили труды изобретателя и предложили ему доработать оружие, чего тот делать не любил. Так было и с ДРП.

В 30-е годы, когда экономика Советского Союза быстро развивалась, появились свободные средства и возможность

Противотанковое ружье 14-К.Калибр — 37 мм, масса системы — 25 кг, масса бронебойного снаряда — 0,5 кг, длина ствола — 33 калибра, начальная скорость снаряда — 530 м/с, дальность стрельбы — 5500 м, скорострельность — 15 выстрелов в минуту.

152-мм пушка на автомобиле.

тратить их на всевозможные проекты и эксперименты. Например, радиоуправляемые самолеты, торпедные катера и танки, подрываемые на расстоянии мины, необычную авиадесантную технику, ракетное оружие. Однако к началу 40-х годов время безудержного изобретательства закончилось, и конструкторы приступили к разработке новых и совершенствованию старых образцов вооружения, которые понадобились армии во вторую мировую войну.

Курчевского посмертно реабилитировали в 1956 году. Конечно, не был он ни шпионом, ни вредителем, но ни тот, ни другой не нанесли бы армии такого ущерба. Правда, и здесь не обошлось без «перегибов» — после ликвидации КБ Курчевского все ДРП сдали в металлолом и вообще перестали заниматься бе-зоткатками. В 1942 году, когда стало известно о появлении безоткатных орудий за рубежом, Сталин по этому поводу изрек: «Вместе с грязной водой выплеснули и ребенка...»

31