Техника - молодёжи 1993-07, страница 66

Техника - молодёжи 1993-07, страница 66

Лайковые части авиаполевых дивизий, подобно летчикам и парашютистам, имели желтый «ваффенфарбе». Кроме того, до конца 1943 года на погоны наносили буквенно-цифровую шифровку, соответствующую номеру части и разным службам.

На правой черной петлице войск СС белели двойные рунические «молнии» или эмблема дивизии, на левой — звездочки и полоски по чину. На обеих петлицах полковников и генералов танковых войск СС были вышиты серебряные дубовые листья. Офицерские бархатные петлицы окантовывались серебряными жгутами (25), над левым локтем куртки красовался шитый орел СС, внизу рукава крепилась черная с белыми каймами лента с вышитым названием дивизии (26). Самое примечательное в немецкой танкистской униформе было то, что она предназначалась как для парадов, так и для боевой работы.

Штатную короткую, черную, двубортную куртку обычно застегивали на три нижние черные или серые металлические пуговицы, на рукавах имелась шлица, чтобы удобнее держать их закатанными. Длинные, прямые брюки с манжетами на таких же пуговицах заправляли в ботинки или сапоги, трехмысковые клапаны боковых карманов были скошены вперед, задний карман — прямой. Под курткой носили серую рубашку с черным гал-стуком-самовязом, а в холода — серый или коричневый шерстяной свитер. Справа на армейской куртке нашивали изображение имперского орла (27). Окантовку воротников отменили в 1942 г.

Черный берет — «шутцмютце» танкисты носили с 30-х годов до «похода на Восток». Позже его вытеснила пилотка, и он дольше всего продержался у экипажей бронеавтомобилей, а также в качестве парадного головного убора (28). На Восточном фронте танкисты имели пилотки с окантовкой верха и отворота, а с середины весны 1942 года появились пилотки и кепи без кантов и офицерские — с серебристой окантовкой донца. Такие кепи, в частности, в конце войны были у офицеров батальонов «королевских тигров». Нередко при черной форме офицеры носили обычные серо-зеленые фуражки с серебристым витым шнуром над козырьком либо без шнура, по-фронтовому обмятые. Околыши армейских фуражек были темно-зелеными, эсэсовских — черными (28).

Венки вокруг кокард, орлы на тульях, армейские нагрудные и эсэсовские нарукавные изображения орлов изготавливались машинным способом из металлической серебристой нити для офицеров и светло-серого шелка — для солдат и унтер-офицеров. Металлические штампованные знаки полагались только для фуражек, а на кепи, пилотках и беретах они были ткаными или вышитыми

Горное кепи, ставшее к середине 1943 года основным и универсальным в вермахте, предохраняло голову при ударах о броню не хуже пилотки. Если же танкисту доводилось подолгу торчать в люке или открытой сверху рубке самоходного орудия, то он мог воспользоваться обычной каской темно-зеленого цвета, которую подвешивали к броне снаружи. Надетые радионаушники также защищали от ушибов.

Кокардой эсэсовцев был череп со скрещенными костями — символ бессмертия, восходящий к немецкой военной геральдике в кавалерии периода наполеоновских войн. Армейский танкистский знак отличался от эсэсовского черепа, но некоторые офицеры «панцер СС» носили его на фуражках, как бывало в 30-е годы. Поскольку на передней части пилотки и кепи орел помещался с трудом, его нашивали на левый отворот, а оба знака спереди носили на пилотках особого эсэсовского фасона, заимствованного у летчиков (29).

Помимо черной, существовала еще и серо-зеленая униформа (цвет «фельдграу») того же покроя для экипажей самоходных орудий и моторизованной пехоты — «панцер-грена-дир» (30). На воротниках курток самоходчиков были зеленые петлицы с красной окантовкой и черепами, а у тех, кто служил в мотопехотной дивизии «Великая Германия»,— петлицы общеармейского типа в виде двойных катушек с просветами, соответствующими роду оружия: белыми пехотными, красными артиллерийскими и т.д.; над правым обт шлагом носили черную ленту с готическим курсивом «Гроссдойчланд». Нагрудный орел к серой форме «пан-цер-гренадир», как во всех сухопутных войсках, был тканым на темно-зеленом фоне.

Обслуживая технику, танкисты облачались в серые куртки, брюки и комбинезоны без погон. Унтерские чины можно было узнать по галунам на воротнике и рукавах, комбинезоны с погонами защищали черные униформы от грязи.

Офицеры всех родов войск, включая танкистов, подпоясывались коричневыми кожаными, гладкими ремнями с двухшпеньковой пряжкой (из белого металла с точечной насечкой) и с кобурой под «парабеллум» или «вальтер П-38» (27). У эсэсовцев ремни были черными, на круглой офицерской пряжке красовался орел и девиз «Моя честь зовется верность» под его крыльями. У армейцев круглая пряжка с орлом в дубовом венке полагалась только к серебряному шарфу-поясу. У солдат и унтер-офицеров кобуры и ремни были черными, с четырехугольными бляхами (30), на армейских пряжках хищную птицу окружал девиз «С нами Бог», в СС орел и девиз были свои.

Погоны танкистов имели черное

поле с цветной окантовкой (31), у «панцер-гренадиров» — под цвет курток. Старших стрелков отличала вышитая звездочка на левом рукаве, ефрейторов — галунные шевроны. Ун-тер-офицерские погоны обшивались серебристым галуном, фельдфебелям полагались белые четырехконечные звезды (31), фельдфебелям на должностях ротных и полковых старшин — двойная галунная обшивка обшлагов.

Прямые жгуты из двойного серебряного толстого сутажа на погонах отличали лейтенантов и капитанов (32), сплетенные в «гусеницу» — старших офицеров. Звание обозначали золотистые, расположенные продольно звезды (33). Генеральские погоны были из двух золотистых и серебряного жгутов (34), подбой у армейцев был алым, у эсэсовцев светлосерым, звания различались числом белых металлических звезд. На мундире погоны крепились пристежкой на хлястике, или же конец подбоя вшивали в окат головки рукава.

Орнамент генеральских петлиц, вышитый золотом на алом фоне, был одинаков для сухопутных войск, пуговицы и нагрудные орлы, канты и шнур на фуражке выполнялись золотистыми, однако до 1943 года орел и венок кокарды оставались серебристыми. На брюках нашивали двойные алые лампасы, а на шинелях имелись такого же цвета суконные отвороты и красная шелковая подкладка.

Шинель танкистов была общеармейской, серо-зеленой, суконной, с двумя рядами из 12 белых или серых пуговиц с точечной насечкой, со слегка скошенными клапанами карманов, с прямым встречным хлястиком на двух пуговицах и большими отворотными обшлагами. Широкий темно-зеленый воротник без петлиц к 1942 году сделали серо-зеленым.

На черном воротнике эсэсовской шинели до апреля 1942 года имелись петлицы, соответствующие чину, на левом рукаве — орел СС, под ним звездочка или ефрейторские шевроны, а на обшлаге — лента с названием дивизии. На генеральской были серебристые пуговицы и светлосерые отвороты.

Опыт первой зимней кампании на Восточном фронте заставил немцев позаботиться об утепленной одежде. Появились куртки и брюки грязновато-белого цвета, которые можно было вывернуть наизнанку, превратив в серо-зеленые или пятнистые. Кстати, германские танкисты весьма часто применяли подобную маскировку, только в войсках СС существовало до дюжины ее вариантов. Для зимней и камуфлированной униформы ввели специальные знаки различия — сочетания зеленых полосок и дубовых листьев на темном фоне, которые помещали на рукаве (35), причем у генералов они были желтыми...

64