Техника - молодёжи 1993-09, страница 52

Техника - молодёжи 1993-09, страница 52

Компьютерная версия изменения напряжений в литосфере до и после Рачинского (Грузия) землетрясения 29 апреля 1991 года.

хотя и оперирует числами, использует разнообразные точные приборы, предлагает соответствующие математические и механические модели, но по части предсказаний — увы. Не потому ли, что каменная оболочка планеты, литосфера, ведет себя не как инертное косное тело, а как живой организм?

Конечно, в таком случае принципы механики остаются в силе. Но, помимо их, большое значение приобретают законы химических взаимодействий, а также специфика геологических объектов: особые масштабы пространства и времени (тысячи квадратных километров, десятки и сотни мил-лионолетий). Геохимию тоже вроде бы никто не забывает. В частности, предпринимаются попытки давать сейсмические прогнозы по изменениям состава подземных вод, истечениям газов. Иногда эти показатели действительно предвещают землетрясения. Однако нередки исключения. Так что разрозненные усилия геофизиков и геохимиков не привели к решению задачи сейсмического прогноза.

Ну а если действовать комплексно, объединенными силами? Но для этого требуется какая-то единая основа, позволяющая оперативно следить за состоянием и динамикой литосферы.

В медицине такой наиболее «представительной» средой признана кровь.

По ее составу, а также сердечным ритмам и артериальному давлению можно судить о заболевании на ранних стадиях.

Вот и Вартанян для геопрогноза решил использовать «кровь Земли» — подземные воды. Идею подсказала практика. В Забайкалье проводил он разведку месторождений минеральных вод (регион, между прочим, сейсмоактивный). Обратил внимание на то, что на изменения напряжений в каменных массивах чутко реагируют некоторые характеристики водоносных горизонтов. Это навело на мысль о возможности таким образом фиксировать развитие деформаций земной коры.

Разработал методику, которая была признана изобретением. Попытался использовать ее для прогноза землетрясений. Через несколько лет убедился, что положительный результат возможен при охвате режимными наблюдениями значительной территории, а лучше всего — целиком сей-смоопасной зоны.

В результате обосновал существование особого вида геополя: гидрогео-

Компьютерная версия (три последовательных «кадра») динамики земной коры до и после Спитакского (Армения) землетрясения 7 декабря 1988 года. Красным цветом отмечены зоны сжатия, синим — растяжения. Усиление контрастности показывает возрастание напряжений в литосфере.

График изменения одного из параметров ГГД-поля (Спитакский регион). Красной чертой отмечен момент катастрофы.

деформационного (ГГД-поля), что в 1983 году было зарегистрировано как научное открытие.

— Считается, что «магистральный путь» науки — от теоретического открытия к конкретным изобретениям. А у вас как будто было наоборот? — спрашиваю Вартаняна.

— Ничего удивительного. Математики и физики могут в молодые годы делать открытия. В геологии это исключено. Чтобы по-новому осмыслить жизнь Земли, требуются долгие исследования, сбор и обобщение самых разнообразных сведений. Мне, например, помимо Забайкалья, довелось работать на Сахалине и Камчатке, в Средней Азии и Казахстане, на Кавказе. Только после этого убедился, что причина землетрясений не в каких-то локальных, местных явлениях, а в динамике геоблоков, порой разделенных десятками и сотнями киломе-

1рОВ.

— У вас были противники?

— Вернее, отсутствовали сторонники... Обычно как считается? Нужно выбрать наиболее опасные, динамичные глубинные разломы, установить здесь сеть сейсмических станций и наблюдательных скважин. И ловить предвестники землетрясений.

— Какие?

— Они индивидуальны для разных районов. Иногда меняется химический состав подземных вод, ощущаются серии предварительных слабых ударов... А частенько не удается зафиксировать ни геохимических, ни геофизических предвестников. Короче говоря, в любом случае приходится многие годы анализировать ситуацию, сопоставлять разные признаки, прежде чем выработаются более или менее надежные критерии. Сколько катастроф за это время произойдет! И вовсе не обязательно там, где их ожидают.

— Но разве ваш метод безупречен и оперативен? Вам удалось заблаговременно предсказать хотя бы одно крупное землетрясение?

— Для этого прежде всего необходима широкая сеть наблюдательных скважин с оперативной обработкой информации. А этого нет.

4 «Техника — молодежи» № 9

49