Техника - молодёжи 1994-01, страница 24

Техника - молодёжи 1994-01, страница 24

Идея воплощается

Научно-технический прогресс бескомпромиссен, как Тарас Еулъба. Он порождает великие изобретения — и он же безжалостно убивает их. Правда, в отличие от славного казака, обычно выдавая взамен что-то новое...

Конец XIX века отмечен сразу несколькими дарами цивилизации, радикально изменившими весь стиль повседневной жизни: автомобиль, аэроплан, радио и, конечно— «аппарат для съемки и проецирования движущихся фотографий», запатентованный в 1895 году братьями Люмьер. С тех пор «великий немой» обрел дар речи, фильмы стали цветными, панорамными, объемными... В общем, труженики мировой кинематографии могут с законной гордостью становиться на предпраздничную вахту, встречая свой 100-летний юбилей. Но вот интересно: поймут ли участники грядущих фестивалей и банкетов, что справляют-то они почти поминки? Ведь судя по всему (и, в частности, по предлагаемой статье), едва отгремят юбилейные фанфары, старый добрый кинематограф начнет потихоньку, а потом все быстрее отмирать. Мало того: заодно с ним и традиционное телевидение. Ибо на смену им обоим вот-вот родится принципиально новая система создания «движущихся фотографий», оригинальный гибрид своих предшественников — так сказать, телематограф. Хотя выбирать ей имя доведется скорее всего не нам, а американцам. Но почему же опять им, если ключевое устройство новой системы — монотрон — изобретено у нас (кстати, еще четверть века назад)?Вот и изобретатели долго задавали этот вопрос сначала советским, а потом и российским чиновникам — пока не надоело...

БЫЛ ВЕЛИКИМ НЕМЫМ -СТАНЕТ ВЕЛИКИМ БЕССРЕБРЕНИКОМ

Виктор КОЛОГРИВОВ,

кандидат физико-математических наук, наш спец. корр.

Ближайший прогноз однозначен: кинематографу в его нынешнем виде остались считанные годы. «Новое кино» станет целиком электронным. Таково очевидное следствие широкого освоения двух крупнейших достижений электроники последнего времени — телевидения высокой четкости и лазерного проекционного кинескопа — монотрона.

Фильмы будут записывать прямо на магнитную ленту. Появится возможность легко размножать их, передавать по кабельным линиям связи или через эфир. И с помощью спутников — принимать в любой точке земного шара, как телепередачи. Резко сократятся расходы на изготовление, перевозку и хранение фильмокопий. За традиционной кинопленкой останется роль хранителя архивной памяти да регистратора в научных экспериментах. Ну а тонны серебра, потребляемые сейчас кинематографом

в виде фотоматериалов, надо думать, уж как-нибудь найдут применение.

Режиссеры и операторы, творцы индустрии развлечений обретут новые возможности. Скажем, немедленно просматривать и оценивать отснятый материал. Или — с помощью компьютеров — трансформировать изображение, использовать самые экзотические эффекты и трюки. Фильм будет готов к широкому показу буквально в день окончания производства. Но и потом, по желанию авторов, в него легко удастся внести любые изменения.

Изображения на громадных экранах, установленных на площадях, стадионах и в кинотеа... простите — телетеатрах, превзойдут по качеству и цветопередаче все существующие стандарты. При этом нынешнее принципиальное различие между кино и телевидением исчезнет. Домашний проекционный телевизор нового по

коления будет, по сути, тем же самым устройством, что и «коллективный» телепроектор. Он позволит, например, менять размеры картинки по вкусу зрителя — от совсем небольшой для индивидуального просмотра до нескольких квадратных метров. «Телестены» в комнате создадут захватывающий эффект присутствия.

«СВЕТОВОЙ БАРЬЕР» ВЗЯТ

До недавнего времени в соревновании теле- и кинофильмов уверенно побеждали последние. Почему? В основном потому, что несли больше информации. Если один телевизионный кадр (625 строк, формат 4/3) содержит около полумиллиона элементов изображения, то обычный кинокадр вмещает вдвое больше. Но вот кадр телевидения высокой четкости (1200 строк, формат 5/3) состоит уже из двух миллионов элементов — примерно как и кадр широкоформатного фильма.

Кроме того, высокий световой поток кинопроектора позволяет демонстрировать фильмы на экранах площадью в десятки квадратных метров. Сегодня, благодаря квантовой электронике, телевидением уверенно взят и этот рубеж.

Правда, еще 20 лет назад ценой немалых усилий удалось получить довольно большое телеизображение. Формирует его сложная электронно-механическая и оптическая система. Например, в центрах управления космическими полетами давно работают так называемые проекционные светоклапанные аппараты. Но подобные установки очень дороги, и даже во всем мире их немного.

Заметным шагом на пути к большому экрану стали кинескопные проекционные телевизоры. За рубежом они распространились достаточно широко. В этих аппаратах небольшая, но яркая картинка с экрана специального кинескопа переносится оптическим объективом на большой видовой экран. Максимальная площадь увеличенного изображения, естественно, зависит от яркости самого кинескопа. Сегодня она достигла 10 — 100 тыс. кандел на кв.м, что, видимо, близко к пределу. В результате лучшие образцы таких телевизоров могут работать в клубах или малых кинотеатрах с экранами 10 —12 кв.м. То есть о площади, скажем,

Рис.1. Структурная схема монотрона — лазерной проекционной элекг^ронно-лучевой 9 трубки. Цифрами обозначены: 1 — точечный катод, 2 —управляющий электрод (модулятор), 3 — анод, 4 — эмиссионная система, 5 — Электронный пучок, б — фокусирующая и отклоняющая системы, 7 — сапфировая подложка полупроводникового лазерного экрана, 8 — теплоотводящая система, 9 — световое излучение экрана.

22