Техника - молодёжи 1994-03, страница 19

Техника - молодёжи 1994-03, страница 19

затраты по их возведению, эти цены несколько ниже. Ведь искусственная суша — не слишком надежная опора для сооружений. Например, в день катастрофического землетрясения 1 сентября 1923 года, когда Страна восходящего солнца за считанные часы потеряла больше жизней, чем за всю русско-японскую войну, отдельные участки дна Токийского залива погрузились на 400 м. К северу от зоны опускания глубины, наоборот, уменьшились на 250 м...

Сейчас там строится очередной остров площадью около 450 га, где разместят офисы Телепорта — крупнейшего центра информационного бизнеса. Строительный материал отчасти поступает с перерабатывающих заводов, ежедневно сжигающих тысячи тонн мусора. Тепло используется для выработки электроэнергии. Золу и несгоревшие отходы после изъятия металла прессуют в блоки объемом в кубометр и весом 300 — 400 кг. Они опутываются проволочной сеткой и облицовываются битумом и цементом. По завершении строительства на острове поселится 60 тыс.человек. Днем население будет удваиваться — за счет служащих и рабочих.

На искусственной суше возводятся морские и воздушные порты, промышленные предприятия; в меньшей степени — жилые кварталы. Специально для Всемирной выставки ЭКСПО-75 близ берегов Окинавы был построен остров Аква-полис, на котором разместились павильоны 40 стран, посвященные теме «Человечество и Мировой океан».

На техногенном острове Ка-саманда проектируется атомная электростанция мощностью 10 млн.кВт, тепловые отходы которой будут использоваться для обогрева мест выращивания трески и съедобных моллюсков, что позволит получить до 100 тыс. т продукции в год.

С берегом подобные острова связаны мостами со скоростными автострадами и железнодорожными линиями, а также подводными тоннелями.

Японцы осваивают акватории очень оперативно. В районе Кобе остров Рокко (ему присвоено имя горного массива, откуда брали грунт) отсыпали с 1971 по 1991 год. Там же подобный объект, предназначенный для морского порта, был подготовлен за 15 лет (1966 — 1981). Всего три года длилась отсыпка

Огидзима в Токийском заливе, на нем потом выстроили металлургический комбинат.

' Итак, океан дает Японии не только пищу, сырьб, энергию, но и жизненное пространство. При общей длине береговой линии 32 тыс.км на техногенные берега (защитные дамбы, волноотбойные стенки, причалы и т.п.) приходится 8,4 тыс.км. В пределах 200-мильной зоны Японии акватории с глубинами до 20 м, которые при современном уровне развития техники могут быть превращены в искусственную сушу, имеют общую площадь около 30 тыс.кв.м.

В ближайшем будущем новые земли предполагается отвоевать у Внутреннего Японского моря и у заливов Токийского, Осакского и Исэ. Архитектор Кисо Курокава проектирует в Токийском заливе остров площадью 30 тыс. га с населением 7 млн.человек. Для этого будет отсыпано 840 млн.куб. м грунта и затрачено 70 трлн.иен.

Разрабатываются гигантские платформы на телескопических колоннах, заглубленных в морское дно. По команде компьютеров конфигурация этих сооружений при шторме может изменяться так, чтобы наилучшим образом противостоять напору волн и ветра. Предполагается, что площадь крупнейшего из них составит 36 кв.миль — при населении 1 млн. человек.

Существуют проекты плавучих островов. Например, новый аэропорт для Осаки должен разместиться на перевернутой вверх дном стальной коробке, удерживаемой на плаву 24 тыс. цилиндрических понтонов.

Однако подобные идеи меркнут на фоне суперпроекта, который воспринимается как научная и противоречащая японским традициям фантастика. Горные хребты Японских островов в таком случае должны быть срыты и перемещены в море, а в неприкосновенности останется только священная Фудзияма. Площадь страны увеличится вдвое. Выровненная, проутюженная Япония станет похожей на польдеры голландского залива Зейдерзее. Все реки превратятся в искусственные водотоки с укрепленными откосами, снабженные шлюзами, мостами, плотинами, насосными установками и водомерными рейками... Живописные утесы, заросшие искривленными соснами, крутые уступы с одинокими кумирнями, во

допады, миниатюрные островки и заливы Внутреннего моря сохранятся разве что на старинных гравюрах, рисунках тушью или на картинах в манере нихонга...

Для такой переделки, исходя из современного технического уровня Японии, потребуется 200 лет. Полагают, что доходы от такого мероприятия сравнительно быстро покроют гигантские расходы. Но как изменится климат? Как отреагирует на грандиозные перестройки земная кора? Не произойдут ли мощные землетрясения? Не пробудятся ли заснувшие вулканы? Неясностей масса.

Таков проект, ориентированный на дальнюю перспективу. А нынешние территориальные интересы Японии распространяются в первую очередь на российские Курилы.

Казалось бы, если Япония вкладывает бешеные деньги в создание искусственной суши, то, стало быть, Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хаба-маи нужны ей позарез. Однако изучение японского общественного мнения дало неожиданный результат. На вопрос: «Посетите ли вы северные территории, если Россия вернет их нам?» — почти все ответили утвердительно. Но никто, даже бывшие жители островов, не хотят туда переселяться. Причина скорее всего в климате. Четыре месяца с отрицательными температурами, в январе возможны морозы в 20 — 25° С. Кстати, рядом, на Хоккайдо, втором по величине острове, проживает всего около 5% японцев.

Дело в том, что нужна земля, не просто удобная для застройки, но в конкретном месте, прежде всего в пределах мегаполиса Токайдо. Старый аэропорт Осака перегружен, требуются новые взлетные полосы. В порту Кобе негде разместить дополнительные склады для контейнеров... У нас ведь, при наших просторах, тоже делают искусственную сушу. В течение полутора веков до 1914 года в Финском заливе появилось 15 насыпных островов, на которых разместились кронштадтские форты. В 1960 — 1978 годах был почти полностью замыт юго-восточный угол Невской губы.

Следовательно, в вопросе о «северных территориях» главное — не пространственный голод. На первый план выступают другие причины: восстановление справедливости в японском понимании и расширение 200-мильной зоны — то есть геополитический фактор.

2 «Техника — молодежи» N° 3

17