Техника - молодёжи 1994-06, страница 41

Техника - молодёжи 1994-06, страница 41
АНТАРКТИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЖЮЛЯ ВЕРНА

L'Awentura Antartica immagini е storia Club Alpino Italiano — Sezione di Torino Torino, 1990

• Книжная орбита

В адрес нашего приложения «Горные лыжи» пришла посылка из итальянского города Турина. Национальный музей гор прислал свой альбом под названием «Антарктическое приключение», содержащий более полутора сотен уникальных фотографий, сделанных членами героических экспедиций в Антарктиду в конце прошлого и в первой половине нынешнего века. На них — суда, хижины, сани, собаки и просто любопытные подробности полярной жизни.

Становясь явлением искусства, снимки обретают самостоятельную жизнь. Нам уже нет никакого дела до почти непреодолимых трудностей, стоявших перед авторами снимков: 35 градусов мороза, смазка в фотоаппарате застывает, пленка становится ломкой, а прикосновение глаза к металлу видоискателя чревато серьезной травмой... Мы видим другое: вот четверо мужчин в широкополых шляпах резво тянут сани, украшенные флагами. Первая антарктическая экспедиция Роберта Скотта 1901—1904 годов. Десять лет спустя он достигнет Южного полюса и погибнет на обратном пути. С нашей точки зрения, трагедия произошла в далеком прошлом, а для снимка это — будущее, которое навсегда осталось неосуществившимся...

Другая фотография: под небом, под громоздящимися облаками, на ледяной равнине, перегороженной торосами, видна кучка людей, затерянных среди льдов. Но веет от нее каким-то особенным спокой-■ ствием. Это та же экспедиция Скотта, но кажется — просто группа экскурсантов на каком-нибудь альпийском курорте. Пришли, посмотрели, сфотографировались, сейчас уйдут. Откуда это настроение?

Ответ, возможно дает еще один снимок. Камера словно сквозь телеобъектив — нет, подзорную трубу! — смотрит во внешний мир из пещеры в айсберге. В ледяной грот вошли люди, вдали — трехмачтовое судно. И кажется, будто это вовсе не второй, роковой поход Скотта, а путешествие героев Жюля Верна: Паганель вывел друзей на естественно-научную прогулку с намерением завершить лекцию у камина в кают-компании — такой, какой запечатлел ее фотограф на амундсеновском «Фраме». Зеркала, пианино, кресла, портьеры... Если художник ищет своим объективом соединение правды и красоты, то обязательно обращается к мотивам, которые заставили его самого и его товарищей отправиться на Великий Белый Юг. Тот же ответ мы видим и у Жюля Верна — современника полярных первопроходцев, фантастические книги которого они, безусловно, читали и чьими героями становились в реальной жизни. Когда из однообразия нарождавшегося буржуазного общества бежали туда, где победа без борьбы считалась равной триумфу без славы...

К сожалению, нам знакомы далеко не все авторы вошедших в альбом фотографий. Из известных первым назовем американца Фредерика Кука, который в 1908 году — на год раньше Пири — достигнет Северного полюса, но никто ему ие поверит. А пока —

Экскурсия Паганелей.

очень естественно отсчитывать время по фотографиям! — за 10 лет до того злосчастного путешествия он служит врачом на бельгийском экспедиционном судне «Бельжика», вынужденно зимующем во льдах, фотографирует его при свете полярного сияния. О чем он думает, глядя на обледеневшие мачты и такелаж' Может быть, о паруснике «Дженни», который обнаружили когда-то дрейфующим в проливе

Дрейка,— команда его погибла, истощенная зимовкой во льдах, а судно потом 17 лет плавало с мертвыми моряками...

Англичанин же Герберт Понтинг, фотокорреспондент на японском флоте во время русско-японской войны, был приглашен Скоттом в экспедицию 1910—1912 годов и стал первым профессиональным фотографом в Антарктиде. Там он оставил кончик своего языка, примерзшии к ме-

38