Техника - молодёжи 1994-06, страница 43

Техника - молодёжи 1994-06, страница 43

Институт человека_

Рудольф БАЛАНДИН

НАША СУДЬБА НА НАШИХ РУКАХ

Кто не испытывал искушения узнать свое будущее, показав гадалке, пусть даже самодеятельной, руку. Можно ли относиться всерьез к таким опытам?

Фаталисты — люди суеверные — уверены: что суждено, того не миновать. А большинство философов, христианских мыслителей и просвещенных вольнодумцев утверждают: человеку дарована — Богом или Природой — свобода воли. Если здраво рассудить, нет ничего хорошего в линиях здоровья, брака, любви, сердца и т.д., по которым можно узнать наперед, что тебя ждет, чем заболеешь, когда умрешь... Тоска и скучиша безысходная — жить и сгинуть по сценарию, начертанному на ладони, как номер в длинной очереди.

С этих позиций хиромантия не вызывает симпатии и доверия. Однако в действительности ситуация не столь проста. Например, согласно взглядам хиромантов, левая ладонь отражает врожденные качества, правая — приобретенные. В нашем веке нечто подобное доказала наука: правое полушарие головного мозга, управляющее левой половиной тела, ответственно преимущественно за эмоции, интуицию, врожденные навыки, тогда как левое — за рассудочную деятельность.

Ну а какие есть доводы в пользу хиромантии? До недавнего времени и мне, журналисту-научнику, казалось, что их нет и быть не может. Поколебали это мнение факты, с которыми довелось познакомиться в Лаборатории спортивной антропологии и генетики Всероссийского НИИ физической культуры. Там на одном "из столов лежало приспособление для снятия отпечатков пальцев.

— Это что? — пошутил.— Грязное наследие тоталитаризма? Неужели наши лучшие спортсмены подвергались такой процедуре?

— Даже с удовольствием,— ответила заведующая лабораторией Тамара Федоровна Абрамова,— и, надеюсь, с пользой.

— Выходит, они все — потенциальные уголовники?

— Потенциальные чемпионы.

— Извините, я-то пытаюсь иронизировать. А вы?

— Я тоже... Но уточню: речь идет не о криминалистике, а о дерматоглифике, изучающей детали рельефа кожи ладоней и стоп, прежде всего папиллярных линий на пальцах.

Я воспринял сказанное с изрядной долей скептицизма. Сила мышц, резкость, ловкость, выносливость, воля, быстрота реакции, находчивость, способность ориентироваться в экстремальных ситуациях, умение понять партнеров или соперников... Слишком много различных, порой трудно совместимых качеств требуется иметь спортсмену, в особенности игровику. Мыслимо ли догадаться о них, разглядывая кончики пальцев?!

Оставалось самое простое и надежное: проверить. Протянул Тамаре Федоровне руки:

— Погадайте, а? Хоть я и не дорос до мастера спорта, но старался изо всех сил.

Она привычно и быстро осмотрела мои пальцы, ненадолго задумалась, словно проводя в уме какие-то расчеты, и подвела итог:

— Могли играть защитником в баскетболе, заниматься боксом. Тяжелой атлетикой, штангой...— нет! А в спринте вряд ли показывали высокие результаты.

Ее сведения были совершенно верны.

— Как вы догадались?

— Средние скоростно-силовые показатели, достаточно уравновешенная нервно-мышечная система, быстрая реакция, неплохая ориентация в сложных ситуациях или, скажем так, многовариантное мышление.

— И все это написано на пальцах? Невероятно!

После небольшой популярной лекции по дерматоглифике кое-что прояснилось. Оказывается, кожные узоры отражают целый ряд психофизиологических особенностей. В частности, для обобщенной характеристики потенциальных возможностей спортсмена экстра-класса используется так называемый дельтовый индекс, характеризующий степень сложности кожных узоров на пальцах. Наиболее простой узор — в виде дуги — оценивается нулем, более сложный — петля — единицей, а завиток или двойная петля — двойкой. Следовательно, в обшей сумме для обеих рук можно набрать от О до 20 баллов.

Так вот, по результатам изучения элитных групп спортсменов, низкие значения индекса свидетельствуют о незаурядных скоростно-силовых качествах, необходимых для спринтеров (велотрек, легкая атлетика, коньки), средние — о выносливости (лыжное двоеборье, шоссейные велогонки,

стайерские дистанции), высокие — о способности к сложно координированной деятельности (штанга, бокс).

Для представителей же игровых видов спорта важно учитывать их конкретную роль в команде. Например, в футболе и баскетболе «высокие баллы» присущи защитникам, низкие — нападающим. Надо только иметь в виду, что тут нет ничего общего со школьной отметкой: чем выше — тем лучше. Просто, для классного нападающего первостепенное значение имеют скорость, сила и взрывная реакция, а для вратаря, допустим,— уменье принимать быстрые решения в сложных ситуациях, обладать отличной координацией движений.

Напомню, речь идет о спортсменах, которые работают на пределе своих возможностей и должны максимально раскрывать свой генетический потенциал. А тем, кто не претендует на мировые рекорды и олимпийские медали, узкая специализация ни к чему; для них главное — гармоническое развитие, укрепление здоровья интересный досуг.

Информация, буквально «показанная на пальцах», очень полезна для тренеров. Они получают возможность более четко оценивать достоинства и недостатки, врожденные качества своих подопечных. Т.Ф. Абрамова, кстати, начинала исследования в составе комплексной научной группы, руководимой Н.Н. Озолиным, главным тренером сбор! ой СССР по академической гребле. Выяснилос! наиболее сложные узоры — у загребных, которым приходится управлять экипажем, определять тактику и стратегию во время гонок.

— К тому времени,— спрашиваю ее,— у вас уже сложились какие-то теоретические представления? Или вы начинали, как говорится, с чистого листа?

— Конечно, нет. Исследования активно проводились в нашем веке представителями разных стран — антропологами, гистологами, эмбриологами. У нас дерматоглификой занималась, в частности, Т Д. Гладкова, автор капитальной монографии. А Б. А. Никитюк и его ученики одними из первых использовали соответствующие данные для теории и практики спортивного отбора.

— Значит, оставалась только техническая работа: бери отпечатки, оценивай узоры, выдавай рекомендации?

— Конечно, нет... Дело в том, что к началу наших поисков не имелось конкретных данных о прогностических возможностях пальцевых дерматогли-фов в области физических проявлении Перед нами стояла задача найти простые и значимые генетические маркеры. Ими являются узоры на пальцах — легко визуально определяемые, не требующие сложной аппаратуры, лабораторных методов исследования. Конечно, нам повезло:

40