Техника - молодёжи 1994-08, страница 64

Техника - молодёжи 1994-08, страница 64

ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

V V V

Татьяна ПОПОВА, Наталья ШИШЛИНА

ВЕЛИКИМ ПОЯС ЕВРАЗИИСКИХ СТЕПЕЙ:

Где только ни искали ученые древнейший очаг индоевропейской цивилизации: в Австралии, на Крайнем Севере, даже в Антарктиде... Но при этом как-то забывали о необъятных степных пространствах Юго-Вос-точной Европы и Центральной Азии, иногда называемых Великим Поясом Евразийских Степей.

Индоевропейская проблема возникла как филологическая. Немногие дошедшие до нас источники позволили провести анализ лексики праязыка, послужившего основой для индоевропейской языковой семьи. Установлено, что его носители были скотоводами, связанными с колесным транспортом. Не будем подробно разбирать результаты этой сложной и трудоемкой работы - она, безусловно,

ничимся лишь констатацией наиболее важных фактов, которые удалось установить лингвистам. Во-первых, пять морфем праязыка образуют семантическое поле вокруг понятия "повозка". Во-вторых, множество других понятий относится к металлургии, военному делу, указывают на значительную степень социального расслоения.

В итоге получается картина некоего кочевого общества, довольно четко социально структурированного и стоящего на высоком уровне материальной культуры. Остается лишь найти это общество. Такая задача подразумевает два главных вопроса: "когда?" и "где?". С первым вроде бы разобрались языковеды: 111-11 тысячелетия до н.э. На второй лингвистика сама ответить не может.

Существует археолого-лингви-стический подход к историческим проблемам. Его суть - наложение данных лингвистики на археологический материал.

О том, что древнейшие индоевропейцы занимались скотоводством и использовали повозки, мы теперь знаем. О том, что исконные пути расселения индоевропейских народов все ведут через степь неподалеку от Черного моря, - тоже. Не откроется ли истина на необъятных степных просторах Великого Пояса? Кто жил там в те далекие времена, откуда пришли эти народы и племена, чем они занимались?

В фондах Государственного Исторического музея есть ценнейшая коллекция, собранная за много лет (с 1965 по 1990) в могильниках на территории Волго-Манычских степей.

Засушливый климат не способствовал развитию земледелия на территории Калмыкии в древности. Скотоводство давало человеку пищу, шкуры для одежды, кость для изготовления орудий и украшений. А главное - коров и лошадей можно было выгодно продать соседним племенам. Быстрый рост населения и численности животных заставлял людей часто менять места обитания. В поисках новых пастбищ племена

кочевали по всей степи - чему способствовало активное использование колесного транспорта.

Жители Предкавказья заимствовали его у соседних кавказских народов и быстро усовершенствовали. Их повозки напоминают кибитки современных кочевников.

Скотоводы не создали городов. Кибитка - дом человека, где он рождался и умирал. Но куда бы ни заносила судьба кочевников, они всегда возвращались к своим святыням - родовым кладбищам, состоявшим из семейных курганов-усы-пальниц.

Древние номады верили в загробную жизнь и потому особую роль отводили погребальному ритуалу, который для каждого народа в разные времена становился своеобразным индикатором культурной и идеологической принадлежности, уровня социального развития.

ч

деревянным настилом.

В эпоху энеолита - медного века -появились погребальные маски. Одна из первых найдена в могильнике Кермен-Толга. Уши, ноздри, глазницы и рот покойного залеплены глиной. На маске сохранились следы погребальной татуировки. Глаза прикрыты кусочками глины с горизонтальными линиями, обозначившими сомкнутые веки.

Появление масок в захоронениях ямной культуры -свидетельство возникновения сложных идеологических воззрений в обществе кочевников. Уважение, с которым древние относились к умершим сородичам, породило культ предков и почитание их черепов. Стремление заткнуть все отверстия черепа, через которые душа погребенного могла бы вернуться в тело, говорит о страхе, который покойник внушал живым. С ним разрешалось общаться, но этого старались

В конце IV тысячелетия до н.э. с распространением так называемого ямного скотоводства (термин русского археолога В.А.Городцова) появились первые курганы. Первоначально над одиночным погребением, принадлежавшим главе рода или большой патриархальной семьи, насыпали курган высотой в несколько метров и окружали его рвом. Затем поблизости от него вырастали небольшие курганы-спутники" - в них хоронили сородичей. Сперва сооружали могильную яму четырехугольной формы, стены и дно которой украшали циновками и войлочными коврами. На дно клали умершего на спине с приподнятыми ногами, осыпали его красной краской, символизирующей очистительный огонь. Изредка здесь же оставляли немногочисленную утварь: глиняные сосуды, каменные и бронзовые орудия труда. Яму закрывали

избегать. Возможно, человек, чьи останки нашли в Кермен-Толге, при жизни был жрецом или колдуном, обладателем тайн, знание которых считалось недопустимым для простых смертных.

Середина III тысячелетия до н.э. в истории племен Восточной Европы стала переломным моментом, ознаменовавшимся угасанием ранних культур и формированием новых. В связи с иссушением климата, обратившим южные области в сухие степи и полупустыни, в Калмыкию постепенно иммигрировали кочевники-южане, а затем - родственные им катакомбные племена.

Название последних происходит от названия важнейшего элемента их погребального обряда - катакомбы. Это могила, состоящая из входной ямы и камеры в виде подбоя, которую после захоронения закрывали деревянным

Техника — молодежи 8' 94 ЕЭ