Техника - молодёжи 1994-08, страница 65

Техника - молодёжи 1994-08, страница 65

ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ?

заслоном, камнями или плитами, а то и колесом от повозки. Умершего помещали в камере на боку. Чем могущественнее был человек при жизни, тем сложнее конструкция погребального сооружения и пышнее убранство могилы.

Когда умирал представитель знати, в его погребении принимали участие все родственники и приближенные. Женщины клали умершего на украшенную повозку и везли к месту захоронения. Соблюдая торжественный церемониал, опускали сородича в погребальную камеру, куда ставили также сосуды с напутственной пищей и складывали воинское снаряжение. Соответственно возрасту и положению покойного совершалась тризна -особый обряд жертвоприношения, завершавшийся сакральной трапезой. Горели костры, свет которых был далеко виден в степи. Звучали ритуальные песнопения...

В курганах катакомбной культуры немало жертвенников, состоящих из бычьих черепов, уложенных на отрубленные до колен кости ног. Бык считался образом мужского божества, что нашло отражение и в обрядах, и в мифологии.

Очень важно, что иногда в могилу опускали саму повозку: как на Древнем Востоке, она - и обязательный атрибут высшей знати, и "транспортное средство", на котором умерший должен был торжественно переправиться в царство мертвых. Обычай хоронить умерших с повозками или их глиняными копиями -свидетельство связи с культурными традициями Закавказья, где могилы "вождей на колесницах" известны с 111-11 тысячелетия до н.э.

В одном из погребений, очевидно, принадлежавшем ребенку знатного происхождения, вместо повозки обнаружили модель кибитки с куполообразным верхом и слегка выгнутыми

Модели глиняных повозок. Бронзовая бляха.

Глиняный сосуд. Начало // тысячелетия до н.э.

Глиняные сосуды катакомбной эпохи.

Костяные украшения я мной культуры: булавки и подвески.

богато украшенными боковыми стенками. Внутри этого "домика" с двумя окнами по бокам помещалась маленькая глиняная люлька-повозка со множеством мелких отверстий по бокам и сверху - вероятно, к ним крепился деревянный каркас, покрытый тканью.

В жертвеннике рядом с кенотафом - символической могилой воина, погибшего вдали от родины, - также

нашли модель кибитки, но с единственным окном спереди.

Для погребального обряда использовали как обычную, так и специально изготовленную посуду, которую лепили ручным способом и обжигали в особых печах. Бытовая керамика очень разнообразна: горшки различных форм, воронки, кружки, кубки, крупные емкости для хранения продуктов. Большинство из них богато орнаментировано - особенно курильницы, в которых во время обряда горел священный огонь. В конце церемонии их вместе с остатками угля и золы опускали в могилу.

В погребальный инвентарь входило множество украшений. До сих пор остается загадкой назначение похожих на молоточки костяных булавок с тонким нарезным узором из геометрических фигур: они включены в ожерелья из клыков хищников или сами образуют связки, скрепленные большими округлыми медными бляхами с пуансонным орнаментом. Универсальные мужские и женские украшения - бронзовые височные кольца, посо-ховидные булавки, округлые плоские бляхи, прекрасно сочетавшиеся с каменными пронизями и бусами. Последние часто делали из редких привозных камней - агата, сердолика, хрусталя, а также из зубов ископаемой акулы. В погребениях воинов и пастухов немало оружия и орудий из бронзы (ножи, кинжалы, наконечники копий, однозубые и двузубые крюки) и камня (наконечники стрел и дротиков, метательные шары, литейные формы из песчаника).

К особой категории ритуального инвентаря относятся каменные наве-ршия булав и топоров - они служили не только оружием, но и символами власти. Для их изготовления употреблялись твердые породы камня, привезенные издалека: змеевик и серпентинит с Кавказа, саянский зеленый нефрит...

Итак: глиняная посуда, оружие, орудия труда, изделия из металла, погребальные маски и, наконец, повозки. А теперь вернемся к тому, с чего начали: к открытиям языковедов. Предки индоевропейцев - скотоводы, знакомые с колесным транспортом, металлургией и военным делом. Лексика праязыка указывает на четкую социальную структуру...

Вот она, прародина. Великий Пояс Евразийских Степей. На их бескрайних просторах родилась и достигла расцвета культура, позднее давшая начало Греции, Риму, Киевской Руси, Западной Европе... Древнейшая и ныне почти забытая цивилизация, от которой остались только традиции, уходящие корнями в глубь веков и зачастую утратившие первоначальный смысл...

Конечно, пока это всего лишь гипотеза. Раскопки и лингвистические изыскания продолжаются - мы ведь обязаны знать своих предков и хранить к ним уважение, следуя в этом их примеру. ■

Техника — молодежи 8' 94 Е1