Техника - молодёжи 1994-11, страница 22

Техника - молодёжи 1994-11, страница 22

Т Е

X Н О Л О Г

И Я

Наконец-то мы начинаем понимать, что излишняя (именно излишняя!) секретность вокруг производства денег нам самим выходит боком. Уж сколько раз убеждались специалисты по фальшивкам: очередной умелец, затеяв свою "эмиссию", даже не догадывался, "на что он руку поднимал". Но чему удивляться? Ведь никто ему вовремя не помог это осознать. Между тем за рубежом давно помогают. Еще лет 20 назад Интерпол рекомендовал правительственным и иным заинтересованным организациям всемерно информировать население об огромной сложности и трудоемкости изготовления банкнот. На эту тему в разных странах уже выпущен ряд буклетов и брошюр, технология процесса описывалась в научно-популярных журналах. А в производственном цехе "американского Гознака" — Бюро гравирования и печати при Государственном казначействе — сооружена даже специальная застекленная галерея для регулярных экскурсий. Короче, людям всячески дают понять: чтобы тайно, в подполье, воспроизвести уникальные технологии, добыть нужное сырье и материалы, привлечь специалистов высочвйшей квалификации — нужно не много, а очень-очень много денег. ...И тихо возникает здравая мысль: если су-

КАК ИХ ДЕЛАЮТ

Святослав СЛАВИН

меешь столько достать, стоит ли рисковать дальше?

Печатать деньги... Такую роскошь сейчас могут позволить себе менее 40 государств. Остальные пользуются услугами крупных коммерческих фирм. Недаром производство денег считают не менее ярким показа елем научно-технического уровня страны, чем вь ход в космос или овладение атомной энергией. А уж разработчики и изготовители соответс вующего оборудования известны буквально наперечет. Среди них упомянем хотя бы две компании — английскую "Триссел" и швейцарскую "Джиори де ла Рю". Последняя, в частности, подписала крупный контракт с Украиной.

Начнем с бумаги

Причем с такой, которую вы не увидите больше нигде. Ведь от нее не только зависит срок жизни будущих купюр; в ней заложена первая "линия защиты 1 их от подделки.

Лучшая основа для бумаги, как известно, — волокна хлопка или льна (обычно используются обрезки ткани, очесы и другие отходы прядиль-но-ткацкого производства). Это сырье размалывают до получения однородной массы мельчайших волоконец — фибрилл. В ходе отливки листа они "свойлачиваются", тесно сплетаются, придавая бумаге особую прочность и дол-говечност! (скажем, у нашей самой ходовой купюры — сотенной — 9 месяцев).

Для еще большего упрочнения в бумажную массу (специалисты именуют ее композицией) вводят специальные клеи. Добавляются также некоторые средства защить, например, ворсинки светящиеся в ультрафиолете. Яснее всего они видны на белом поле нашей 50-тысячной купюры. Еще один возможный компонент — красители; они улучшают видимость водяного знака, а также служат дополнительной защитой. Используются и другие спецдобавки.

"Денежнь й" лист формируется на цилиндре с натянутой медной сеткой. Нижняя часть его по ружена в густой бульон композиции. Цилиндр непрерывно вращается, причем одновременно из него отсасывается воздух. В результате слой бумажной массы налипает на сетку и вы ягивается из емкости непрерывным полотном. В конце цикла форсунки сдувают его на суконную ленту транспортера. Проходя затем систему валов, полотно отжимается, су

шится, выравнивается, лощится, и готовая бумага сматывае ся в рулон (или, как говорят специалисты, — роль).

От скорости вращения цилиндра и отсоса воздуха зависит толщина, а значит, и вес бумаги. Для денег это обычно 80 — 90 г/кв.м. При вытяжке густой массы фибриллы, преодолевая ее сопротивление, выстраиваются по направлению движения, почти параллельно друг другу. Поэтому лист труднее всего разорвать поперек. А при сгибании вдоль (то есть по направлению волоконцев) он даже почти не мнется.

Сопротивление на излом — один из основных показателей качества денежной бумаги. Она должна выдерживать 2 — 3 тыс. двойных перегибов; обычная же ломается уже после 20. Прочность листа характеризуется его разрывной длиной при подвешивании и дости ает 6 — 7 км.

Формы всех водяных знаков выштамповыва-ются прямо на сетке цилиндра. Над высокими участками ее рельефа толщина бумаги уменьшается, над углублениями — возрастает. И эти места становятся соответственно прозрачнее или темнее на просвет.

Поверхность листа дополнительно проклеивается. В итоге краска на ней лучше закрепляется и хорошо противостоит не только воздействию света, но и различных раст ворителей — воды, спирта, бензина, даже ацетона.

Можно печатать!

Хитроумная, с множеством секретов, недоступная уголовному миру денежная полиграфия... Каковы же ее отличия от обычной? Вот для на ала наиболее значимые.

При создании банкнот чаще всего используют сразу несколько видов печати. К ним отно сятся и обе основные технологии обычной, массовой полиграфии — офсетная и высокая печать, и гораздо более редкая глубокая (металлографская), и наконец — "чисто денежная", не применяемая больше нигде — орловская. Причем каждым методом создаются строго определенные элементы изображения. Зачем такие сложности? А пусть попробует фальшивомонетчик собрать все нужное оборудование в своей подпольной мастерской... По тем же причинам изображения на купюрах никогда не воспроизводят растровым способом, то есть разложенными на отдельные очки. Любые пинии и другие элементы рисунка здесь всегда абсолютно точно повторяют оригинал.

Сам процесс печати реализуется в двух основных вариантах. Более традиционный — листовой. Рулон денежной бумаги заранее режется на листы нужного формата, и они один за другим проходят через печатные машины. В более новом и производи ельном варианте — рулонном — бумажное полотно разматывается, непрерывно проходит все полиграфические операции, а за ем снова сматывается на роль; режут его уже после. Ясно, что в последнем случае машины должны быть связаны в единый агрегат, как изображено на рисунке внизу. Для листовой печати это тоже возможно (см цветной разворот), но не обязательно.

Опишем прежде всего традиционную технологию — тем более что она принята и на Гознаке. За подробностями будем следить по рисунку и схеме печатного агрегата на том же развороте (учтите: листы проходят в машинах справа налево).

Итак, начнем с правой части установки, где совмещены секции офсетной и орловской печати Допустим, печата ься должны наши 10-тысячные купюры. Их расположение на девственно белых листах пока что отмечено лишь водяными знаками — по 40 на каждом.

Вот присоски подняли верхний лист и отправили в машину. На обеих его сторонах появилось по 40 одинаковых изображений. На лицевой — офсетное: разноцветный фон, меда ьон с Сенатской башней Кремля и трехцветным флагом. На обороте — орловское: свой цвет

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 1 ' 9 4

ной фон из переплетающихся линий, орнаментов, розе ок. Как же они создаются?

Офсет — но не простой

Всякая печать начинается с изготовления печатных форм. И здесь надо сразу отметить еще одно принципиальное отличие денежной полиграфии от массовой. Главная задача последней — как можно точнее воспроизвести заранее заданный во всех деталях оригинал. Для банкнот же сначала делается лишь более или менее общий эскиз, а самые "вкусные", секретные подробности вводятся непосредственно при создании форм. Эта кропотливая ручная работа целого коллектива квалифицированных мастеров — самая сложная и дорогая в любом денежном полиграфическом процессе.

Офсетные формы делаются так. По эскизу лицевой стороны купюры в масштабе 1:1 на стеклянной основе создается несколько диапозитивов, содержащих все элементы будущего рисунка купюры одного цвета. Их как минимум три, но может быть и больше. С них изображения методом светокопирования переносятся на тонкие, гибкие металлические листы с фоточувствительным покрытием. После засветки, проявления и закрепления листы протравливаются кислотой. В результате линии исходного изображения становятся чуть выпуклыми, выступая над вь травленными промежутками.

Готовые формы натягивают на так называемые формные цилиндры печатной машины, смонтированные в единой отодвижной каретке (см. схему на развороте). Накатные валики наносят на них нужные краски, и каждая форма передает свою часть рисунка на общий резиновый цилиндр (полиграфисты именуют его офсетным). На нем элементь всех цветов должны совместиться. Затем полное изображение переходит на бумагу.

Офсетным способом прекрасно воспроизводится прихотливая радужная вязь фона купюры: края всех элементов изображения получаются ровными и четкими. Но вечная роблема офсета — переда а плавных цветовых переходов на не-

И.И.Орлов.

Деньги, не вышедшие Я,, зв стены Гознака,

1 i сотрудники называют

бумагой.

■ Каждый день через ру-

Н ки контролеров прохо-дят гигантские суммы.

Так выглядят 2 млрд. рублей.

4